Детский сад для детей с ограниченными возможностями: виды и правила их работы

Требования к дошкольным образовательным организациям и группам для детей с ограниченными возможностями здоровья

Для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в дошкольных образовательных организациях любого вида организуются группы компенсирующей, комбинированной и оздоровительной направленности. Коррекционная работа компенсирующей направленности предназначена для осуществления квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии и дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Это дети с тяжелыми нарушениями речи, с фонетико-фонематическими нарушениями, глухие и слабослышащие, слепые и слабовидящие, с амблиопией, косоглазием, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с аутизмом, со сложным дефектом (сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии, с иными ограниченными возможностями здоровья).

Коррекционная работа оздоровительной направленности – для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий;

Коррекционная работа комбинированной направленности – для организации совместного воспитания и образования здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Требования к дошкольным образовательным организациям и группам для детей с ограниченными возможностями здоровья установлены СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”.

Размещение помещений для воспитанников специальных ДОУ должно обеспечивать возможность удобного перемещения внутри здания и к игровой площадке.

Территория специального ДОУ должна иметь удобные подъездные пути и подходы от остановок общественного транспорта.Все подъезды и подходы к зданию в пределах территории дошкольной организации должны быть асфальтированы или иметь другое твердое покрытие. Допускается размещать на одной территории Единый комплекс образовательных организаций (детский сад – школа).

На территории ДОУ для детей с различной патологией предусмотрены особые правила:

  • – с нарушениями опорно-двигательного аппарата уклон дорожек и тротуаров предусматривается не более 5 градусов, ширина дорожек и тротуаров – не менее 1,6 м. На поворотах и через каждые 6 м они должны иметь площадки для отдыха.
  • – для слепых и слабовидящих детей ширина прогулочных дорожек для безопасности передвижения детей должна быть не менее 3 м и иметь двустороннее ограждение двух уровней: перила на высоте 90 см и планка – на высоте 15 см.

Объекты (деревья, кустарники, столбы и другие), находящиеся на территории дошкольной организации, не должны быть препятствием для ходьбы, прогулки и игр детей. Около поворотов, вблизи перекрестков, у зданий, около столбов и других препятствий дорожки должны иметь крупнозернистую структуру покрытий, шероховатая поверхность которых служит сигналом для замедления ходьбы. Асфальтированные дорожки должны иметь дугообразный профиль в зависимости от их ширины (середина дорожки возвышается над боковыми сторонами на 5 – 15 см).

В вечернее время на территории должно быть обеспечено искусственное освещение для слабовидящих детей не менее 40 лк.

Двери входов в здания, помещения для детей при открывании не должны создавать препятствия для прохода детей. В помещениях следует избегать устройства внешних углов, а имеющиеся углы округлять.

Лестницы должны иметь двусторонние поручни и ограждение высотой 1,8 м или сплошное ограждение сеткой, а для детей с поражением опорно-двигательного аппарата лестницы оборудуются двусторонними поручнями, которые устанавливаются на двух уровнях – на высоте 0,9 м и дополнительный нижний поручень на высоте 0,5 м.Предусматривают лифты, пандусы с уклоном 1:6. Пандусы должны иметь резиновое покрытие.

Стены основных помещений групповой ячейки и оборудование должны быть окрашены матовыми красками светлых тонов, для детей с нарушениями зрения окраска дверей и дверных наличников, выступающих частей зданий, границ ступеней, мебели и оборудования должна контрастировать с окраской стен.

При использовании звукоусиливающей аппаратуры предусматривается звукоизоляция перекрытий и стен.

Для слепых и слабовидящих детей групповые, спальни, музыкальные залы должны иметь только южную и восточную ориентацию по сторонам горизонта.

Уровень искусственной освещенности для слепых и слабовидящих детей в игровых, учебных помещениях, музыкальных и спортивных залах должен быть не менее 600 – 800 лк; для детей, страдающих светобоязнью, в игровых, учебных помещениях, музыкальных и спортивных залах – не более 300 лк. Помещения групповых для слепых и слабовидящих детей должны быть оборудованы комбинированной системой искусственного освещения.

Для создания комфортных световых условий детям со светобоязнью над их учебными столами предусматривается обязательное раздельное включение отдельных групп светильников общего освещения.

В логопедических кабинетах около зеркала устанавливаются настенные светильники местного освещения на кронштейнах, позволяющих менять угол наклона и высоту источника света.

Детская мебель и оборудование помещений должны быть безвредными для здоровья детей и учитывать специфику организации педагогического процесса и лечебно-восстановительных мероприятий, а также соответствовать росту и возрасту детей.

Так в помещениях групповых

  • для слабовидящих детей и детей с умственной отсталостью рекомендуются одноместные универсальные столы с регулируемыми параметрами, простой и надежной конструкции.
  • для детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих) и расстройствами речи рекомендуется предусматривать: одноместные столы с индивидуальными пультами (микрофонный комплект, слуховое оборудование); стол для воспитателя с пультом управления (с усилителем и коммутатором), с подводкой слаботочной линии к пульту управления каждого стола. Слуховое оборудование монтируется на стационарно закрепленных столах для детей и воспитателя.
  • – для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусматривается специальная мебель.

В помещениях медицинского блока для детей с ограниченными возможностями здоровья (имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии) должны быть созданы условия для организации оздоровительно-профилактических мероприятий и осуществления лечебной и коррекционно-восстановительной работы.

В ДОУ для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата плавательный бассейн должен иметь устройство для опускания и поднятия детей.

В помещениях с ваннами для лечебного массажа нормируемая температура воздуха составляет не менее 30 °C, при расчете кратности обмена воздуха не менее 50 м3 в час на ребенка.

Таким образом главным моментом в работе ДОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья является возможность обеспечения необходимых условий для организации коррекционной работы компенсирующей, оздоровительной, комбинированной направленности.

(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области», 2006-2020 г.

Адрес: 410031, г. Саратов, Большая Горная ул., д.69.

Ссылка на основную публикацию