О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: кто выступает их получателем

Содержание

Виды и правила получения государственных пособий гражданам, имеющим детей

Одним из самых распространенных способов защиты граждан, у которых есть дети, является установление денежных пособий. Тем самым государством обеспечивается минимальный уровень гарантий и денежная поддержка детей, материнства, а также отцовства.

В России выплата этих денег распространяется на женщин, находящихся на дородовом больничном периоде, и до момента, пока мама самостоятельно не начнет зарабатывать и содержать себя и своего ребенка. Претендовать на такие средства при определённых условиях могут и отцы, либо же лица, занимающиеся опекой над крохой. При определенных обозначенных законом условиях получать такую помощь могут все граждане РФ, лица, не имеющие гражданства, проживающие за пределами России и даже лишенные ранее родительских прав.

Главная цель, которую ставит перед собой государство в процессе установления денежного содержания (разового, периодического, постоянного) – поддержать молодую семью в трудный период становления маленького гражданина.

Законодательное регулирование вопроса

Для его исполнения российским правительством 04.09.1995 принято постановление № 883 (сегодня это постановление российского правительства № 865, принятое 30.12.2006), которым четко обозначено порядок и механизмы, как определять, устанавливать и выплачивать денежные средства. Эти документы претерпели некоторые изменения с учетом сегодняшнего дня, но основные, заложенные изначально, принципы их реализации остались неизменными.

Дополнительно законом 81-ФЗ было предоставлено право иным федеральным органам, представляющим исполнительную власть принимать свои акты в части, которая не регулируется этим документом. Как правило, такими актами регулируется порядок реализации базовых норм, обозначенных в законе 81-ФЗ. Исключение могут представлять локальные акты, расширяющие размеры денежных выплат без какого-либо ограничения и ущемления отдельных категорий граждан, если иное не предусматривается законодательными актами.

В целях правильной трактовки отдельных положений закона 81-ФЗ, законодатель изначально предусмотрел возможность предоставления отдельными органами специальных инструктивных писем, которые являются обязательными для организаций, занимающихся реализацией политики поддержки всех нуждающихся, имеющих несовершеннолетних детей в своих семьях.

Кто имеет право на получение помощи

Важным критерием реализации законодательного или нормативного акта есть четкое определение перечня лиц, на которых он распространяется.

Такой подход позволяет избежать путаницы, установить четкие, прозрачные и эффективные механизмы практичной его реализации.

Получать пособия от государства сегодня имеют право следующие лица:

  • граждане РФ (обязательное условие – постоянное нахождение в России);
  • военнослужащие, сотрудники пожарной охраны, таможенники, полицейские, временно не живущие в России;
  • иностранцы, лица, не имеющие гражданства, при условии постоянного проживания на российской территории;
  • иностранцы, оформившие социальную страховку, даже когда они живут в России временно.

При этом законодательно обозначен также круг лиц, которым не предусматривается выплата какой-либо денежной помощи. В перечень таких лиц вошли:

  • российские граждане (сюда же отнесены иностранцы, лица без какого-либо гражданства), малыши у которых полностью содержатся за деньги государства;
  • лишенные или иным законным способом ограниченные в правах по уходу за ребеночком граждане (исключение составляют женщины, что находятся на стадии беременности, получают соответствующие компенсационные выплаты в связи со своим положением);
  • выехавшие по собственной инициативе и проживающие за пределами страны граждане.

На законодательном уровне предусмотрено, что при появлении неразрешимых или неопределенных моментов, иных нестандартных ситуаций и вопросов, не обозначенных законом 81-ФЗ, полномочия на их разрешение делегировано правительству.

Понятие и виды

Это позволяет частично компенсировать временную потерю постоянного источника дохода, а также появившиеся дополнительные расходы по части содержания еще одного (или нескольких) члена семьи.

Все пособия условно разделяются на несколько основных групп:

  • денежные выплаты беременным женщинам до и после родов;
  • выплата разовой фиксированной суммы женщинам, зарегистрировавшимся в специальном медицинском заведении до окончания двенадцатой недели беременности;
  • разовое пособие, которое платят после появления на свет малыша;
  • ежемесячные перечисления для покрытия затрат на содержание ребенка;
  • ежемесячные денежные переводы непосредственно на кроху;
  • разовое пособие, полагающееся людям, решившим принять оставленного родителями ребенка в свою семью.

Кому, сколько и как выплачивать эти деньги, определено правительственным постановлением.

Важно отметить, что для получения перечисленных выше пособий, женщина обязана будет предоставить на работе (или же в специальную определенную правительством организацию) следующий перечень необходимых подтверждающих документов:

  • больничный лист;
  • копию приказа, гласящего, что женщина (другой уполномоченный и имеющий на то право человек) отправлена в отпуск, присматривать за крохой;
  • документ, подтверждающий, что женщина (уполномоченный родственник) застрахована по обязательной для всех граждан программе российского социального страхования;
  • документы на ребенка (подтверждающие факт рождения, либо же усыновления или опеки);
  • иные документы, подтверждающие определенные законодательством условия для возможности получения таких денежных средств.

Обращаем внимание, что пособия, определенные законодательством, направлены на поддержку семей, где присутствуют дети, не являются исчерпывающими. Иными законодательными актами предоставляется возможность обозначить в коллективном договоре предприятия, используя для этого собственные средства, увеличенные размеры и другую частоту выплаты денег на поддержку детских семей. При этом помощь подобного типа не заменяет и не уменьшает определенных государством социальных гарантий, а являются таким себе бонусом сотруднику от компании, в которой он работает.

Характеристика и размеры господдержки

Итак, все предоставляемые российскими бюджетами различных уровней пособия можно свети к нескольким базовым группам, позволяющим получить общее представление о социальной финансовой поддержке, на которую могут рассчитывать молодые семьи один раз, периодически, либо постоянно.

К таким вспомогательным действиям относят:

  • денежную помощь (единовременную, периодическую);
  • возможность получать дополнительные услуги (медицинские, в детских садиках, школах, других заведениях);
  • разнообразные льготы (на нахождение и содержание ребенка в садике, дошкольном, школьном учреждении, дальнейшая учеба в других учебных заведениях, покупка лекарственных препаратов по сниженной стоимости, меньшая сумма в качестве оплаты коммунальных услуг и другие).

Российским правительством утверждены такие основные способы финансовой помощи (пособия):

  • разовая – женщинам, решившим стать на медицинский учет до 12 недели беременности (выплачивается 628,47 рублей);
  • оплата беременности, а также последующих родов (зависит от уровня среднего дохода женщины);
  • одноразовая выплата по факту рождения маленького человечка (выплачивают 16 759,09 рублей);
  • стандартные выплаты один раз каждый месяц до момента, пока малышу не исполнится полтора годика (минимум на первого малыша 4465,20 рублей, второму и последующим деткам полагается уже 6284,65 рублей, для имеющих работу женщин оплачивается 40% от среднемесячного дохода, при этом установлен «потолок» в размере 24 536,57 рублей);
  • когда в семье появляется второй ребенок, семья получает шанс претендовать на участие в программе материнского капитала.

Деньги для практического внедрения в жизнь предусмотренных законодательством программ помощи формируются из зарезервированных для этого средств бюджетов различных уровней, либо же выделяются специализированным Фондом, ведающим вопросами социального страхования. Правда, граждане, претендующие на такие выплаты, должны быть участниками этого Фонда. Как правило, за бюджетные деньги оплачивают помощь государственным служащим различных рангов, а также военнослужащим, работникам различных государственных силовых ведомств. Эти нормы заложены в специальных законодательных актах РФ.

Все выплаты, предусмотренные описанными выше актами, имеют твердые размеры и не зависят от возраста, социального статуса, уровня дохода и других условий, которые имел гражданин до момента их назначения.

Региональные особенности

Важно отметить, что российской Конституцией, обозначенным выше законом 81-ФЗ обозначены только основные базовые принципы, как должны формироваться и реализоваться на практике меры всеобщей поддержки семьям, воспитывающим маленьких детей. В то же время регионам предоставлено право в рамках основных законодательных документов принимать свои собственные, которые позволят расширить возможности местных властей для улучшения уровня обслуживания и поддержки нуждающихся.

Такими возможностями воспользовались, к примеру, в городе Москве, Ленинградской области, где были приняты свои собственные законодательные акты расчерчивающие количество льгот, конкретизирующие порядок их установления и выплаты. В частности законом города Москвы от 03.11.2004 № 67 предусматривается ряд дополнительных, по сравнению с базовым законодательным документом, денежных компенсационных выплат, связанных со стремительным ростом цен на медицинскую, детскую продукцию, учет инфляционных процессов, а также компенсацию за увеличение стоимости продуктов питания определенным правительством Москвы лицам.

О государственной поддержке семьям при появлении ребенка смотрите в следующем видеосюжете:

7.3 Государственные пособия гражданам, имеющим детей.

Основными нормативно – правовыми актами, регламентирующими предоставление государственных пособий гражданам, имеющим детей, являются Федеральные законы «О государственных пособий гражданам, имеющим детей» и «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Признаки государственных пособий гражданам, имеющим детей:

устанавливаются в связи с рождением или воспитанием ребенка (детей);

устанавливаются в соответствии с нормами законов;

являются денежными выплатами;

выплачиваются единовременно или ежемесячно;

исчисляются на основе индивидуального заработка либо устанавливаются в твердом размере;

выплаты производятся за счет средств ФСС РФ, федерального и регионального бюджетов;

цель – возмещение полностью или частично временно утраченного заработка или оказание дополнительной материальной поддержки.

Право на пособия имеют: проживающие на территории РФ:

проживающие на территории РФ:

б) иностранные граждане и лица без гражданства, беженцы, постоянно проживающие в РФ;

в) иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие в РФ и подлежащие обязательному социальному страхованию;

не проживающие на территории РФ граждане РФ, проходящие военную и правоохранительную службу за пределами РФ в случаях, предусмотренных международными договорами РФ;

Пособия не предоставляются в случаях, определенных законодательством РФ, а именно:

гражданам, лишенным родительских прав;

гражданам, выехавшим на постоянное жительство за границу;

гражданам, дети которых находятся на полном государственном обеспечении.

пособие по беременности и родам;

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности ( до 12 недель);

единовременное пособие при рождении ребенка;

единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего службу по призыву;

ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего службу по призыву;

ежемесячное пособие на ребенка.

7.3.1. Цель пособия по беременности и родам – возместить утраченный заработок в связи с необходимостью прекращения женщиной трудовой деятельности в период беременности и родов, обеспечить охрану здоровья женщины-матери, восстановление ее здоровья после родов и материнский уход за ребенком в первые месяцы после его рождения. Данное пособие рассчитано на работающих женщин.

Пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности :

до родов – продолжительностью 70 календарных дней, после родов – 70 календарных дней;

до родов в случае многоплодной беременности – 84 календарных дня

после родов при рождении двух и более детей – 110 календарных дней, а в случае осложненных родов – 86 календарных дней.

При усыновлении ребенка ( детей) в возрасте до 3-х месяцев – за период со дня его усыновления и до истечения 70 календарных дней ( в случае одновременного усыновления двух и более детей – 110 календарных дней) со дня рождения ребенка (детей).

В РФ размер пособия по беременности и родам составляет 100% среднего заработка ( денежного довольствия) и не дифференцируется в зависимости от каких-либо обстоятельств.

7.3.2.С 1995 года в соответствии с Законом женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель) выплачивается единовременное пособие, целью которого является стимулирование своевременного обращения беременной в соответствующие медицинские учреждения. Оно назначается и выплачивается всем женщинам, которые имеют право на получение пособия по беременности и родам, одновременно с основным пособием, в том же месте и за счет тех же средств. Размер пособия составляет 465 рублей 20 копеек.

7.3.3.Единовременное пособие при рождении ребенка – это одно из социальных пособий на каждого родившегося ребенка, независимо от каких-либо условий, касающихся социального положения родителей. Такое пособие вправе получать как работающие, так и неработающие граждане. Право на него имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. Выплата пособия осуществляется за счет различных источников в зависимости от категории получателей. Размер пособия равен 12 405 руб.32 коп. При рождении мертвого ребенка пособие не выплачивается.

7.3.4.Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью имеет право получить один из усыновителей, опекунов ( попечителей), приемных родителей. Пособие выплачивается на каждого ребенка, его размер – 12 405 руб.32 коп.

7.3.5.Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается до достижения ребенком возраста полутора лет. Пособие назначается и выплачивается в соответствии с Федеральным Законом от 19.05.1995г.

а) матерям либо отцам, другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком, подлежащим обязательному социальному страхованию – 40% среднего заработка. Максимальный размер – 16 241 руб.09 коп.

б) лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию , – 2326 руб. по уходу за первым ребенком и 4651 руб.99 коп. – за вторым и последующими детьми.

в) матерям, проходящим военную службу по контракту, сотрудникам правоохранительных органов; лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций – 40% среднего заработка ( дохода, денежного содержания) по месту работы (службы). Максимальный размер – 9303 руб.99 коп.

7.3.6. Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего службу по призыву предоставляется дополнительно к иным видам пособий. Право на него имеет жена военнослужащего, проходящего службу по призыву, срок беременности которой составляет не менее 180 дней. Размер пособия – 19 645 руб.11коп.

7.3.7. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего службу по призыву выплачивается:

а) матери ребенка – со дня рождения ребенка ( но не ранее начала отцом ребенка военной службы по призыву) до достижения им 3-х лет ( но не позднее дня окончания отцом военной службы по призыву);

б) опекуну или другому родственнику – со дня смерти матери ребенка либо со дня вынесения соответствующего решения ( вступившего в законную силу решения суда, решения органа опеки и попечительства), но не ранее дня начала отцом ребенка военной службы по призыву, до достижения ребенком возраста 3-х лет (но не позднее дня окончания отцом военной службы по призыву).

7.3.8. Ежемесячное пособие на ребенка назначается и выплачивается одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку и проживающего совместно с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет ( на учащегося общеобразовательного учреждения – до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет), в семьях, имеющих размер среднедушевого дохода, дающего право на получение этого пособия в соответствии с законодательством РФ.

Нормативно закреплено, что порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливается правовыми актами субъектов РФ. Поэтому условия назначения пособий и их размеры различны в разных регионах РФ.

Федеральный закон “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ
“О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”

С изменениями и дополнениями от:

24 ноября 1995 г., 18 июня, 24 ноября, 30 декабря 1996 г., 21, 29 июля 1998 г., 17 июля 1999 г., 10 июля, 7 августа 2000 г., 30 мая, 28 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 22 декабря 2005 г., 5 декабря 2006 г., 25 октября 2007 г., 1 марта, 14, 23 июля, 25 декабря 2008 г., 24 июля 2009 г., 7 марта 2011 г., 28 июля 2012 г., 5 апреля, 7 мая, 7 июня, 2 июля 2013 г., 4 июня 2014 г., 6 апреля, 14, 29 декабря 2015 г., 3 июля, 19 декабря 2016 г., 28 марта 2017 г., 7 марта, 29 июля 2018 г., 26 июля, 1 октября, 2 декабря 2019 г.

Принят Государственной Думой 26 апреля 1995 года

Одобрен Советом Федерации 4 мая 1995 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

О мерах государственной поддержки семей, в которых в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2022 г. родились третий ребенок или последующие дети, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) см. Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 157-ФЗ

О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, см. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

19 мая 1995 года

Федеральный закон “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Действие закона распространяется на проживающих на территории РФ граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства и не распространяется на лиц, чьи дети находятся на полном государственном обеспечении, лиц, лишенных родительских прав, а также граждан РФ, выехавших на постоянное место жительства за пределы РФ.

Перечислены виды государственных пособий.

Определено, что порядок назначения и выплаты государственных пособий устанавливается Правительством РФ.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 24 мая 1995 г. N 99, в Собрании законодательства Российской Федерации от 22 мая 1995 г. N 21, ст. 1929

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 408-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 264-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 39-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 444-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части первой статьи 4.2 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 371-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части первой статьи 4.2 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части первой статьи 4.2 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 129-ФЗ (в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 марта 2011 г. N 27-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2008 г.

Федеральный закон от 1 марта 2008 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в абзацы седьмой и восьмой статьи 4.2 настоящего Федерального закона, которые вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 25 октября 2007 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2006 г. N 207-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2005 г. N 180-ФЗ

Действие статьи 8 настоящего Федерального закона приостановлено на 2006 год

Федеральный закон от 22 декабря 2005 г. N 181-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2005 г. N 178-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 206-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2001 г. N 181-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 30 мая 2001 г. N 67-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 30 мая 2001 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 10 июля 2000 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 134-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня вступления в силу федерального закона о потребительской корзине в Российской Федерации

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 1996 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 1997 г.

Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 130-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 1997 г.

Федеральный закон от 18 июня 1996 года N 76-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 184-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 1996 г.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

ФЗ № 81 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»: самое главное

Система государственной помощи лицам, воспитывающим в семье детей, регулируется ФЗ № 81. В настоящем материале вы найдете краткий обзор основных положений этого нормативно-правового акта. Помимо этого, сжато рассматривается процедура предоставления выплат, куда нужно обратиться, чтобы их назначили, с какими документами прийти на прием, сколько и как будут платить.

ФЗ-81 о государственных пособиях, назначаемых гражданам, имеющим детей

Федеральным законом, принятым в 1995 году и неоднократно дополнявшимся и перерабатывавшимся вследствие значительных изменений окружающей действительности, создан фундамент, прочное основание, на которым выстраивается комплекс федеральной и региональной помощи лицам, родившим и воспитывающим детей. Государство берет на себя ответственность защищать и материально поддерживать детство и выполнение родительских обязанностей.

Общие положения ФЗ-81

81 фз, содержащий нормативную базу о государственных пособиях, в первой главе определяет:

  • круг получателей социальной поддержки;
  • виды помощи и порядок ее назначения, согласование усилий государственных структур;
  • финансовые источники предоставления пособий;
  • факторы, влияющие на величину вспомоществования (индексацию, районные коэффициенты и средний заработок).

Согласно ФЗ-81, получать соответствующие пособия могут:

  • россияне;
  • иностранцы, апатриды и беженцы, постоянно проживающие в России;
  • иностранцы и апатриды, которые проживают в России временно, но охвачены обязательным социальным страхованием.

Основанием не предоставлять положенную помощь, по ФЗ, считается:

  • полное гособеспечение детей;
  • лишение (ограничение) родительских прав (кроме БиР, раннего учета беременности и выплат жене военнослужащего срочника);
  • постоянное местожительство россиянина за границей.

Для выплаты пособий используются средства:

  • ФСС;
  • федерального бюджета, в том числе, в виде субвенций для регионов, и региональных бюджетов.

В ст.3 ФЗ-81 оговорено, что назначают и выплачивают пособиям семьям с детьми согласно этому нормативно-правовому акту. Круг вопросов, не урегулированный нормами ФЗ, находится в сфере полномочий федерального органа, который получает их от российского правительства.

Все пособия, назначаемые государством согласно ФЗ-81, в обязательном порядке ежегодно должны индексироваться с 1-го февраля и перерассчитываться (эту норму в ст.4.2 ввели в 2016 году):

  • по БиР;
  • при ранней постановке беременной на учет;
  • при рождении (усыновлении, приеме на воспитание, под опеку/попечительство;
  • по уходу;
  • на ребенка;
  • жене военнослужащего-срочника (единовременное и ежемесячное).

Если районный коэффициент не применили к заработной плате, то при установлении размера пособия семьям с детьми, в районах где он действует, ФЗ-81 в ст.5 требует обязательно производить начисление в соответствии с ним.

В каких размерах ФЗ назначает пособия лицам с детьми

Федеральный закон о государственных пособиях, которые назначают гражданам, имеющим детей, указывает их виды, размеры, сроки оформления и предоставления. Эти вопросы освещены во второй главе ФЗ.

Получателями пособия по БиР могут стать женщины:

  • охваченные системой соцстрахования, связанного с временной нетрудоспособностью и материнством;
  • обучающиеся очно;
  • военнослужащие-контрактницы и приравненные к ним.
  • Сроки предоставления зависят от того, как будут протекать беременность и роды (стандартные – 70+70 дней).

Его размер определяется:

  • средним заработком;
  • стипендией;
  • денежным довольствием.

При постановке беременной на учет на раннем сроке (до 12 недель) ФЗ требует, чтобы женщине назначали пособие.

А также они полагаются:

  • при рождении (усыновлении, приеме на воспитание) малыша. Особо ФЗ выделяет случаи передачи на воспитание ребенка-инвалида и рождение младенца в семье военнослужащего-срочника, ибо, помимо единоразовой помощи, будет выдаваться и ежемесячная. Такой вид помощи, согласно ФЗ, выдается на каждого из малышей (за исключением случаев, когда ребенок рождается мертвым), а получателем может выступать любой из родителей или заменяющие их лица;
  • жене военнослужащего-срочника, у которой срок беременности достиг 180 дней. В п.2 ст.12.3 ФЗ особо оговаривается, что этот вид помощи предлагают независимо от выплаты иных пособий, в том числе, региональных;
  • матери малыша, появившегося у военнослужащего-срочника (ст.12.6 ФЗ-81 предполагает выплату, пока малышу не исполнится три года, если отец не прекратить служить ранее);
  • по случаю ухода за малышами, пока они не станут полуторагодовалыми;
  • на ребенка.
  • ФЗ поощряет предоставление помощи семьям с детьми субъектами федерации.

Проверить факт назначения и выплату помощи можно через государственную информационную систему соцобеспечения.

Обязанности получателей пособий, предусмотренных ФЗ-81

Обязанности лиц, которым предоставили по ФЗ пособия невелики. Им полагается:

  • вовремя оповестить компетентные органы, что изменились обстоятельства, вследствие чего помощь следует увеличить или прекратить;
  • в течение трех месяцев передать данные об изменениях семейных доходов;
  • возвратить средства, полученные вследствие неверно переданных сведений.

Как правильно оформить социальные выплаты

Каждое из пособий, назначаемых государством согласно ФЗ-81, имеет свой источник финансирования и проходит через определенные федеральные структуры. Поэтому, прежде чем приступить к сбору документов и справок для получения государственной поддержки, стоит выяснить, через какой компетентный орган она оказывается. От этого будет зависеть, какие действия нужно предпринимать и в каком порядке.

Куда обратиться для оформления выплат, полагающихся по ФЗ-81

Когда рождается ребенок, то для получения помощи понадобится пойти:

  • к работодателю;
  • в территориальное управление ПФР;
  • в территориальное управление соцзащиты.

Чтобы упростить стоящие перед собой задачи, стоит записаться на прием в МФЦ, где быстро и квалифицированно разберутся с необходимыми справками и помогут просчитать, в каком размере будет назначено вспомоществование.

Документы для назначения пособия

Наполнение комплекта может изменяться в связи с внесением правок на региональном уровне. Поэтому лучше подготовиться и предстать во всеоружии и/или заранее разузнать в местном управлении компетентного федерального органа, что и в какой форме понадобится, чтобы оформить пособие, полагающееся согласно нормам ФЗ-81.

Общий перечень состоит из:

  • заявления, которое пишут для того, чтобы назначили вспомоществование;
  • российского паспорта;
  • свидетельства о рождении и справок из ЗАГСа;
  • СНИЛС и ИНН;
  • справки о составе семьи;
  • свидетельства о браке (разводе);
  • подтверждения совместного проживания заявителя и ребенка (это относится и к ребенку-инвалиду);
  • справки, подтверждающей доходы семьи;
  • имеющихся удостоверений, как-то – многодетной семьи, инвалида, пенсионного;
  • подтверждения опекунства/попечительства/усыновления

Размер и порядок выплат по ФЗ-81

По беременности и родам:

  • трудоустроенным – 100% среднего заработка. Есть ограничение по предельной величине, которое при нормальном протекании беременности и неосложненных родах установлено на уровне 282 106, 70. В случае осложнений планка поднимется до 314 347, 47 (за 156 дней) и до 390 919,29 (за 194). Платить будет работодатель;
  • нетрудоустроенным и обучающимся очно выплатят, отталкиваясь от МРОТ, 43 615,65 в управлении соцзащиты.

Сумма, полагающаяся за раннюю постановку на учет в женской консультации с наступлением беременности, не зависит от статуса женщины и равна 628, 47.

На переданного на воспитание/под опеку или попечительство, усыновленного работодатель или управление соцзащиты, как установлено ст.12.2 ФЗ-81, выплатят 16 759, 09, как и при рождении малыша.

При наступлении беременности жене военнослужащего-срочника ФЗ-81 предписывает выплатить 26 539,76. Ежемесячно на родившегося ребенка будут выдавать 11 374,18.

Ежемесячно, пока малышу не исполнится полтора года, ФЗ-81 предписывает выплачивать:

  • трудоустроенным, от работодателя, — 40% средней зарплаты, ограничивая пособие суммой в 24 536,55 на каждого малыша;
  • нетрудоустроенным и обучающимся очно, от управления соцзащиты, — на первого младенца – 3 142,33, а на последующих -6 284,65.

Изменения в 2018 году

Сам ФЗ-81 не привлек внимания законодателей. А вот пособия, начисляемые согласно его положениям, несколько увеличились, так как их затронула ежегодно проводящаяся с 1-го февраля индексация. Обращаем внимание, что оказываемая государством поддержка семьям с детьми, не ограничивается видами помощи, установленными ФЗ-81. Ее предоставляют, как оговорено в ст.2, и на основании других ФЗ, а также нормативно-правовых актов, принятых на федеральном уровне и региональными законодательными собраниями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...