Порядок и условия регистрации безработных граждан

Содержание

Правовой статус и правила регистрации безработных граждан

Правовой статус безработных включает в себя определение понятия безработного, его права и обязанности, социальные гарантии и компенсации при потере работы и в других случаях. Безработными признаются граждане, которые:

1) Являются трудоспособными по возрасту и состоянию здоровья (т.е. достигли 16 лет и не получают пенсию по старости или за выслугу лет.

2) Не имеют работы и заработка. При этом не учитывается оплата за выполнение общественных работ и те выплаты, которые получает работник, при увольнении.

3) Готовы приступить к подходящей работе, потому что временно нетрудоспособные граждане (находящиеся в больнице, медицинском обследовании, санатории, женщины при беременности свыше 30 недель не могут приступить к работе, поэтому не регистрируются в службе занятости, в качестве лиц, ищущих работу.

4) Зарегистрированы в целях поиска подходящей работы в службе занятости по месту жительства.

5) Нетрудоустроенные в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы.

Для регистрации безработным необходимы следующие документы:

1) Паспорт или документ удостоверяющий личность.

2) Трудовая книжка.

3) Документ об образовании или профессиональной подготовке.

4) Справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы.

5) Впервые ищущие работу предоставляют паспорт и документ об образовании.

6) Инвалиды и лица имеющие ограничения по здоровью предоставляют документы, выданные бюро медико-социальной экспертизы(индивидуальная программа реабилитации).

В течение 10 дней со дня обращения служба занятости обязана по возможности предложить гражданину 2 варианта подходящей работы, а если нельзя подобрать подходящую работу (не любую работу) или у гражданина нет необходимой квалификации, то два варианта профессиональной подготовки. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа, профессиональная подготовка по одной и той же специальности дважды. В саратовской области на сегодняшний день, самыми невостребованными гражданами являются граждане от 40 лет – 35%, другая возрастная категория 30-45 лет – 32.2 %, до 24 лет – 12,6% безработных.

Критерии подходящей работы должны учитывать 4 фактора:

1) Профессиональную пригодность работника (по диплому, свидетельству, продолжительностью работы по профессии, уровню квалификации). Работодатели обычно не берут на работу тех, у кого есть перерыв в служебной деятельности хотя бы 1 месяц. Для юриста, имеющие перерыв в 1 год, представляет сложность найти подходящую юридическую работу. В службу занятости обращаются которые имеют не одно высшее образование. Подходящая работа та, которую он выполнял последнее время, но все же учитывается мнение безработного.

2) Условия последнего места работы. учитывается заработок и состояние охраны труда. В данном случае предлагаемый заработок по новому месту работы не может быть ниже среднемесячного заработка, который он получал на предыдущей работе.

3) Состояние здоровья (принимается во внимание возраст, физические недостатки, хронические заболевания) в данном случае подходящей будет являться та работа, которая соответствует рекомендациям службы медико-социальной экспертизы. Гражданин должен быть физически способным выполнять ту или иную работу.

4) Транспортная доступность нового места работы. Т.е. максимальная удаленность подходящей работы от места жительства с учетом развития сети общественного транспорта. При этом учитывается не только продолжительность маршрута, но и возможность стыковки общественного транспорта, т.е. продолжительность времени, которое работник затрачивает на дорогу в один конец.

Для отдельных категорий работников эти требования понижаются, а именно для:

1) впервые ищущих работу, раннее не работавших, не имеющих профессии специальности;

2) отказавшихся повысить, восстановить квалификацию по имеющейся профессии специальности получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального двенадцатимесячного периода безработицы;

3) состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев;

4) более трех лет не работавших;

5) обратившихся в службу занятости после окончания сезонных работ.

Для них подходящей считается любая работа оплачиваемая в том числе временного характера, отвечающая требованиям законодательства о труде (в т.ч. даже общественные работы).

В любом случае подходяще не может считаться работа, если:

1) Связано с переменой места жительства.

2) Условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда.

3) Предлагаемый заработок ниже заработка по прежнему месту работы. Отказ от такой работы не влечет для безработного неблагоприятных последствий.

Решение признания гражданина безработным принимается службой занятости не позднее 11 календарных дней со дня предъявления необходимых документов. Для признания гражданина безработным не имеют значения:

1) Причина расторжения трудового договора по последнему месту работы;

2) Сколько времени прошло со дня увольнения по день обращения в службу занятости;

Безработными не могут быть признаны граждане:

1) Не достигшие 16 лет;

2) Которым назначена пенсия по старости или за выслугу лет;

3) Осужденные по решению суда к исправительным работам или к наказанию в виде лишения свободы;

4) Отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации от 2 вариантов подходящей работы, включая временные, а ранее не работавшие, не имеющие профессии специальности включая отказ от профессиональной подготовке;

5) Не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в службу занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в установленный срок для регистрации в качестве безработных.

Отказ в регистрации не лишает гражданина права на повторное обращение в службу занятости через 1 месяц. Отказ в период безработицы от 2 вариантов подходящей работы может повлечь приостановку выплаты пособий по безработице на срок до 3 месяцев. Период на который приостановлена выплата пособия засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Безработный снимается с учета, если он:

1) Признается занятым;

2) Осужден к исправительным работам или наказаниям в виде лишения свободы;

3) Переехал в другую местность;

4) Не явился в службу занятости без уважительных причин более месяца;

5) Пытался получить или получал пособие по безработице обманным путем (сокрытие заработка или предоставление документов, содержащие заведомо ложные сведения).

6) Ему назначена пенсия по старости или за выслугу лет.

В правовой статус безработного включаются также его права и обязанности. Обязанности безработного сводятся к следующему:

1) Соблюдать условия регистрации и перерегистрации;

2) Являться на переговоры с работодателем в установленный срок по направлению службы занятости;

3) Информировать службу занятости о трудоустройстве и всех изменениях, связанных с начислением и выплатой пособия по безработице.

4) Активно содействовать трудоустройству. (Не отказываться от подходящей работы).

5) Добросовестно учиться по направлению службы занятости.

3. Социально правовые гарантии и компенсация.

Все граждане, обратившиеся в службу занятости при отсутствии статуса безработного имеют следующие права:

1) На бесплатную консультацию по вопросам занятости.

2) На бесплатное получение информации в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства и возможности получения профессионального образования.

3) На бесплатное содействие в отборе подходящей работы.

4) Дополнительные меры содействия в подборе работы для лиц с ограниченными возможностями и особо нуждающихся в социальной защите. Для них предусмотрено квотирование, резервирование рабочих мест, организуется обучение по специальным программам, закрепляется преимущественное право поступления на работу на государственные предприятия.

4. Участие в общественных работах. Эти работы не требуют специальной подготовки. С лицами желающими работать заключается срочный трудовой договор, кроме того, в этот период безработные граждане имеют право не компенсацию в размере причитающегося им пособия по безработице. Общественные работы организуются по следующим направлениям:

1) проведение сельскохозяйственных работ

2) строительство ремонт жилья

3) уход за престарелыми инвалидами и т.д.

Перечень направлений деятельности не является исчерпывающим и позволяет субъектам организовать общественные работы по всем видам экономической деятельности. В случаях угрозы массового увольнения работников временные работы могут организовываться непосредственно работодателями в своих организациях. При этом к временным работам могут быть отнесены работы выходящие за рамки обычной деятельности работодателя (благоустройство, реконструкция, монтажные, пусконаладочные, архивные и др. работы).

Садовники, заработок 6.030 руб, вахтер 6.030 руб, слесарь, уборщик и т.д.

Право на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц.

Граждане получившие статус безработного кроме того имеют право на следующие гарантии и компенсации:

1) Право на бесплатную, профессиональную ориентацию.

2) На бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку по направлению службы занятости. Право в приоритетном порядке пройти обучение имеют: а) инвалиды; б) безработные граждане, по истечение 6 месяцев периода безработицы; в) выпускники общеобразовательных учреждений; г) граждане впервые ищущие работу, ранее не работавшие.

3) Право на выплату стипендий и выплату пособий по безработице.

4) Право на компенсацию в связи с направлением на работу обучения в другую местность по направлению службы занятости.

5) Право, на период участия в общественных работах, на компенсацию в размере причитающегося пособия по безработице.

6) На бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу по направлению службы занятости.

7) На материальную поддержку в период временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам.

8) Право на оказание помощи в открытии собственного дела.

9) На материальную помощь в соответствующие периоды.

10) Право по предложению службы занятости на досрочное, но не ранее чем за два года, оформление выхода на пенсию безработного.

Право на дополнительную материальную помощь от службы занятости имеют безработные граждане из числа утративших право на получение пособия по безработице в связи с истечением периода его выплаты, а также лицам находящимся на его содержании. К ним относятся лица не достигшие 18 лет состоящие в родстве с безработным и не имеющим самостоятельного источника работы. Помощь оказывается в виде периодических или единовременных выплат (6-12 месяцев). Возможность оплаты детских путевок в оздоровительные учреждения и лагеря, а также компенсации расходов на проезд ребенка к месту отдыха и обратно. Дополнительные гарантии и льготы установленные:

1) Для граждан потерявших работу по независящим от них причинам;

2) Для граждан, уволенных с военной службы (создание специальных служб занятости, которые занимаются подготовкой для военнослужащих и т.д.)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10236 – | 7597 – или читать все.

188.163.64.127 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Порядок регистрации граждан в качестве безработных в органах службы занятости

Регистрацию граждан в качестве безработных осуществляют органы службы занятости.

Важно! Гражданин может быть зарегистрирован в качестве безработного органами службы занятости только по месту его жительства.

Заявление и необходимые документы для регистрации гражданина в качестве безработного должны быть поданы:

  • непосредственно в орган службы занятости

Важно! Условием регистрации в качестве безработного является предварительная регистрация гражданина в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.

Для регистрации в качестве безработного гражданину необходимо представить следующие документы:

  • паспорт или документ, его заменяющий;
  • трудовую книжку или документ, ее заменяющий;
  • документы об образовании и о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях;
  • справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы;

Важно! Трудовое законодательство устанавливает трехдневный срок для исполнения работодателем обязанности выдать работнику справку о среднем заработке (в том числе для расчета пособия по безработице при постановке на учет в службу занятости населения). Указанный срок исчисляется с момента получения от работника соответствующего заявления.

Важно! Трудоспособным гражданам не может быть отказано в признании их безработными только на том основании, что они не представили справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

  • для граждан, относящихся к категории инвалидов, – индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Важно! Граждане, ранее не работавшие, не имеющие профессии (специальности), не представляют трудовую книжку и справку о среднем заработке.

Важно! Представленные ранее для регистрации в целях поиска подходящей работы документы не учитываются.

Безработными не могут быть признаны граждане:

  • не достигшие 16-летнего возраста;
  • которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а ранее не работавшие и при этом не имеющие квалификации – в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;
  • не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
  • осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;
  • представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;
  • работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе;
  • зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
  • выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
  • избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
  • проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
  • обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;
  • временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
  • являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций;
  • являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Важно! Основание прекращения трудовых отношений (увольнения) не влияет на право гражданина быть признанным безработным.

Решение о признании гражданина безработным принимается не позднее 11 дней со дня предъявления всех необходимых документов.

О признании гражданина безработным и постановке его на регистрационный учет гражданин уведомляется письменно (под подпись).

Порядок и условия регистрации безработных граждан в 2020 году

Гражданину, оставшись без заработка и работы, требуется некоторое время и, возможно, помощь в поиске нового места со стороны государства. В статье расскажем про порядок и условия регистрации безработных граждан в 2020 году, рассмотрим необходимые документы.

Кто считается безработным гражданином

Для определения кого же принято считать безработным обращаются к трудовому праву РФ. Безработными гражданами признаются трудоспособные лица:

  • Занятые поиском работы и готовы приступить к обязанностям в короткий срок;
  • Предоставившие в службу содействия занятости письменное обращение в течение 11 дней;
  • Потерявшие работу в период роста безработицы, сокращения штатных сотрудников или ликвидации работодателя;
  • Не имеющие трудовых доходов и рабочего места на момент обращения в государственные структуры занятости населения.

В части закона РФ № 1032/1 «О занятости населения» от 19.04.1991 года предусмотрено разделение граждан уже работавших ранее, и ведущие поиск работы впервые.

Для лиц, у которых нет профессии, а также для категории граждан, которые меняли профиль трудовой деятельности, центр поддержки безработных предоставляет помощь на безвозмездной основе в повышении профессиональной квалификации, получение новой профессии.

Содействие в поисках работы выражается в различных предложениях, которые соответствуют требованиям и пожеланиям, как работодателя, так и кандидата на должность. Читайте также статью: → «Как оформить пособие по безработице ».

Как получить статус безработного

Гражданам присваивается статус безработного в определенных обстоятельствах. Законом определены следующие критерии для безработных:

  • Трудоспособные лица с различной квалификацией;
  • Лица, достигшие 16 летнего возраста, но не имеющие образования;
  • Инвалиды разных групп, которые способны нести трудовые обязанности.

Любой гражданин при обращении в центр занятости вправе рассчитывать на поддержку в поисках работы. Ему предоставляется актуальная информационная база для ознакомления с условиями, которые выдвинуты работодателем. При обращении потребуется предъявить пакет документов:

СитуацияДокументы
Лицам, имеющим квалификацию, образование, стаж· Паспорт РФ;

· Документы об образовании (дипломы);

· Справки с места работы (откуда увольнялся) о состоянии среднего заработка за предыдущие 3 месяца

Лица без образования· Паспорт РФ;

· Документ/аттестат о среднем образовании;

Инвалидам

· Дипломы или аттестаты, подтверждающие образование;

· Справки из реабилитационного центра о состоянии и возможностях человека

Сотрудники центра занятости в свою очередь осуществляют регистрацию лица, знакомят с условиями сотрудничества с потенциальными работодателями, а также с подходящими вакансиями.

При каких условиях происходит регистрации безработных

Сотрудники центра занятости после принятия документов от гражданина осуществляют регистрацию безработного на основании составленного им заявления. Установленный период, в котором происходит проверка, и регистрация не может превышать 10 дней. Читайте также статью: → «Сроки и размеры выплат пособий по безработице ».

При отсутствии признаков для отказа, гражданин признается безработным тем днем, когда впервые обратился с заявлением. После оформления бюрократических процедур кандидату предъявляется на выбор несколько вакансий. Если они не удовлетворяют запросы кандидатов, то сотрудники центра занятости собирают дополнительную информацию и в течение трех дней повторно предлагают на выбор различные вакансии.

Кроме того, безработные, зарегистрированные в центрах занятости, обязаны посещать его не меньше, чем два раза в месяц для поиска работы. Критерии, по которым осуществляется подбор возможных вариантов для кандидата:

  • Профессиональная ориентированность;
  • Территориально удобное расположение;
  • Условия работы подходят к кандидату по состоянию здоровья.

Вакансия может быть временной. Либо на неполный день, сокращенное рабочее время. Для тех, кто ищет работу впервые, также определены конкретные стандарты при подборе вакансий это любая оплачиваемая должность.

Выплаты безработным гражданам

Для работников, которые увольнялись не единожды при нарушении трудовой дисциплины, также предлагается любая оплачиваемая вакансия. В случае, если открытые вакансии отсутствуют гражданину назначается временное пособие по безработице. Его выплачивают ежемесячно, при условии, что работник не имеет дохода, состоит на учете в центре занятости и ведет поиск работы.

Для граждан, которые уволены при сокращении или ликвидации сохраняют размер среднего дохода с последнего места работы. Размеры выплат выглядят следующим образом:

СрокиВыплаты
Первые три месяца75% от размера среднего дохода
Последующие четыре месяца60% от размера среднего дохода с последнего места работы
Свыше шести месяцев45% от размера среднего дохода
Свыше двенадцати месяцев1 МРОТ, может увеличиваться на районный коэффициент
Максимальный размер пособия4900 рублей

Минимальная сумма пособия, которое назначается гражданам, вставшим на учет в центре занятости составляет 850 рублей. При этом региональные власти могут менять данную величину в сторону увеличения на свое усмотрение. К примеру, в Кемеровской области величина минимального уровня пособия составляет 1105 рублей, а максимум составляет 6370 рублей в месяц.

Поэтапный порядок регистрации безработных

Трудовая занятость граждан обеспечивается Конституцией РФ. В случае потери заработка и должности вне зависимости от причины увольнения осуществляется процедура регистрации безработных. Происходит она в несколько этапов:

Виды регистрации безработныхЧто происходит
Первичная· Кандидата знакомят с вакансиями;

· Информируют о заработке, который предполагается выплачивать в случае трудоустройства;

· Информируют об условиях труда;

· Предоставляют возможность обучения, переподготовки на смежные вакансии;

· Знакомят с правами, обязанностями кандидата при трудоустройстве и в процессе поиска вакансий

Для поиска работы· Кандидат передает все документы сотрудникам центра занятости;

· На протяжении 10 дней предоставляются минимум две вакансии на выбор;

· Предоставляется на выбор два вида переподготовки по профессии

Для безработных граждан первичная· Осуществляется прикрепление к центру занятости как безработный;

· Решение выносится не позже 10 дней;

· Первичные предложения работы не подошли кандидату

Перерегистрация· Лицо, вставшее на учет обязательно должно появляться в районном центре занятости два раза в месяц;

· Информировать сотрудников о результатах самостоятельном поиске вакансий

Причины отказа в регистрации безработных

Став безработным, гражданину потребуется посещать сотрудников центра занятости два или три раза в месяц. Проверять информацию об освободившихся должностях, а также вести поиски самостоятельно. Возможности получить статус безработного и стать кандидатом на выплату пособий лишены:

  • Молодые люди, которым не исполнилось 16 лет;
  • Граждане, которые вышли на пенсию по возрасту или досрочно и получают пенсионные выплаты от государства;
  • Кандидаты, которые не пришли в 10 дневный срок или отказались от должности, которые предлагаются сотрудниками центра занятости;
  • Граждане, которые не владеющие профессией, без образования, отказывающиеся от работы или от двух вариантов профессиональной подготовки;
  • Лица, которые отбывают наказание в исправительных учреждениях;
  • Кандидаты, которые подали документы с недостоверными или заведомо искаженными данными о стаже, профессии, заработке.

Вакансии с похожими функциями кандидату не предлагаются дважды. После получения официального отказа в получении статуса безработного, гражданин в случае несогласия может обжаловать такое решение центра в суде, или подать новые документы только через месяц. Читайте также статью: → «Порядок оформления пособия по безработице сиротам ».

Когда перестает действовать статус безработного

Так как статус безработного присваивается на определенное время, правилами законодательных актов предусматриваются причины прекращения статуса безработного. Они заключаются в следующем:

  • Когда гражданин нашел работу;
  • В случае переезда в другую область, край;
  • Гражданин не появляется в первые десять дней после первичного обращения;
  • Гражданин не ведет поиски работы в течение месяца, не проходит перерегистрацию без уважительной причины;
  • После прохождения обучения и переподготовки от центра занятости;
  • Сотрудники центра занятости выяснили недостоверность справок о доходах, записей в трудовой книжке;
  • Гражданин имеет постоянный или временный заработок и не уведомил сотрудников центра.

В случае выявления нарушений к кандидатам применяются строгие административные санкции, привлекают к ответственности в соответствии с законами РФ.

Видео-советы. Каким по закону будет пособие по безработице в 2020 году в России?

В видео раскрывается информация о том, каким по закону будет пособие по безработице, минимальная величина пособия по безработице⇓


Порядок и условия регистрации безработных граждан

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 апреля 1997г. N 458

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 09.07.1999 N 778,

от 05.11.1999 N 1230, от 01.02.2005 N 49, от 14.12.2006 N 768)

РЕГИСТРАЦИИ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН

1. Трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (дохода), ищущие работу и готовые приступить к ней и обратившиеся в государственные учреждения службы занятости населения (далее именуются – учреждения службы занятости) в целях поиска подходящей работы (далее именуются – безработные граждане), регистрируются в соответствии с настоящим Порядком.

2. Регистрация безработных граждан осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства в следующей последовательности:

  • первичная регистрация безработных граждан;
  • регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;
  • регистрация граждан в качестве безработных;
  • перерегистрация безработных граждан.

По каждому этапу регистрации учреждениями службы занятости ведется отдельный регистрационный учет безработных граждан. Формы документов по ведению регистрационного учета безработных граждан устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

3. Оказание гражданам услуг в области содействия занятости и защиты от безработицы, предоставления информации осуществляется учреждениями службы занятости бесплатно.

Первичная регистрация безработных граждан

4. Первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в учреждения службы занятости по месту жительства для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости, без предъявления ими каких-либо документов.

5. При первичной регистрации учреждениями службы занятости в регистрационных документах указываются: фамилия, имя и отчество обратившегося гражданина, адрес места жительства, возраст, пол, образование, специальность (профессия), отношение к занятости, причина обращения и краткое содержание предоставленной информации (оказанной услуги) по интересующему его вопросу.

6. При первичной регистрации безработным гражданам предоставляется информация:

  • о состоянии рынка труда на соответствующей территории;
  • о наличии вакантных рабочих мест (должностей), об оплате и других условиях труда с целью выбора работы;
  • о возможностях профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации;
  • о порядке и условиях регистрации в целях поиска подходящей работы, регистрации и перерегистрации в качестве безработных;
  • о правах и ответственности в области занятости населения и защиты от безработицы.

Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы

7. Для регистрации в целях поиска подходящей работы безработные граждане представляют в учреждения службы занятости по месту жительства справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке, и предъявляют:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж;
  • документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.

Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.

Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданные в установленном порядке.

Другие граждане, имеющие ограничения в трудовой деятельности по состоянию здоровья, предъявляют соответствующие документы, выданные в установленном порядке.

8. Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства граждан со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами.

9. Учреждения службы занятости в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущему работу (ранее не работавшему), не имеющему профессии (специальности), – два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

В целях содействия в трудоустройстве гражданину может быть предложен план самостоятельного поиска работы.

10. Оказание безработным гражданам помощи в поиске подходящей работы осуществляется исходя из наличия в информационном банке данных учреждений службы занятости вакантных рабочих мест (должностей).

11. Безработным гражданам, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы, при ее отсутствии может быть предложено при их желании участие в оплачиваемых общественных работах.

12. В случае невозможности предоставления безработным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации, в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам, с утратой способности к выполнению работы по прежней профессии (специальности) им может быть предложено пройти профессиональную подготовку (переподготовку), повысить квалификацию по направлению учреждений службы занятости.

13. На каждого безработного гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, оформляется личное дело. В личном деле производятся соответствующие записи о всех предложениях учреждений службы занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, о приглашении граждан в учреждения службы занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (отказе) граждан с предложениями учреждений службы занятости.

Реквизиты личного дела, порядок его ведения и хранения устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Регистрация граждан в качестве безработных

14. Безработные граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, в установленный день для регистрации их в качестве безработных предъявляют в учреждения службы занятости следующие документы:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж;
  • документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.

При необходимости граждане представляют дополнительную или уточненную справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке.

Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.

Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную государственной службой медико-социальной экспертизы.

Учреждения службы занятости имеют право проверять подлинность представленных документов.

15. Регистрация гражданина в качестве безработного осуществляется на основании решения учреждений службы занятости о признании гражданина безработным, принимаемого не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы.

16. Безработными признаются граждане, которые:

  • трудоспособны;
  • не имеют работы и заработка (дохода);
  • зарегистрированы в целях поиска подходящей работы;
  • ищут работу и готовы приступить к ней;
  • не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы.

Датой регистрации гражданина в качестве безработного является дата принятия учреждениями службы занятости решения о признании его безработным.

17. Безработными не могут быть признаны и зарегистрированы в качестве безработных граждане:

  • не достигшие 16-летнего возраста;
  • которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;
  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в учреждениях службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;
  • не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в учреждения службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный учреждениями службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
  • представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

18. Граждане, которым в установленном порядке отказано в регистрации их безработными, имеют право на повторное обращение в учреждения службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о регистрации их безработными.

Перерегистрация безработных граждан

19. Граждане, признанные безработными, обязаны проходить перерегистрацию в сроки, установленные учреждениями службы занятости, но не реже двух раз в месяц, а на территориях, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, – не реже одного раза в месяц.

20. При перерегистрации безработные граждане обязаны предъявить паспорт и трудовую книжку или иные документы, указанные в абзацах втором и третьем пункта 14 настоящего Порядка.

Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

21. Безработные граждане обязаны активно содействовать своему трудоустройству, соблюдать порядок и условия регистрации и перерегистрации, информировать учреждения службы занятости о своих действиях по вопросам самостоятельного поиска работы и трудоустройства, в том числе о работе временного характера.

22. В случае явки безработного гражданина на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, факт опьянения устанавливается работниками учреждения службы занятости и подтверждается составленным ими актом (с указанием даты, места и времени его составления). При необходимости факт состояния опьянения может быть установлен путем проведения медицинского освидетельствования и подтвержден соответствующим заключением.

Снятие безработных граждан с регистрационного учета

23. Снятие безработных граждан с регистрационного учета осуществляется учреждениями службы занятости в случаях:

  • признания в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения граждан занятыми;
  • прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению учреждений службы занятости с выплатой стипендии;
  • неявки без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в учреждения службы занятости для предложения им подходящей работы, а также неявки в срок, установленный учреждениями службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
  • длительной (более месяца) неявки в учреждения службы занятости без уважительных причин;
  • переезда в другую местность;
  • установления злоупотреблений со стороны граждан (сокрытие заработка (дохода), предоставление документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также предоставление других недостоверных данных для признания безработными и т.п.);
  • осуждения к наказанию в виде лишения свободы;
  • назначения в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.

24. Снятие безработных граждан с регистрационного учета осуществляется на основании решения учреждения службы занятости.

25. Ответственность за организацию работы по регистрации безработных граждан несет руководитель учреждения службы занятости.

26. Нарушение установленного порядка регистрации безработных граждан влечет за собой ответственность должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

«Моя работа»

Порядок регистрации безработных граждан

Регистрации в качестве безработных подлежат граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Правила регистрации безработных граждан утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891.

Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется при личном посещении указанными гражданами отдела трудоустройства по месту жительства (адреса и телефоны указаны в разделе «Отделы трудоустройства») и предъявлении следующих документов:

  • паспорт или документ, его заменяющий;
  • трудовая книжка или документ, ее заменяющий;
  • документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях;
  • справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (кроме граждан длительно (более года) не работавших);
  • для граждан, относящихся к категории инвалидов, – индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (далее – индивидуальная программа реабилитации).

Постановка на регистрационный учет безработных граждан, ранее не работавших, не имеющих профессии (специальности), осуществляется при предъявлении следующих документов:

  • паспорт;
  • документ об образовании;
  • для граждан, относящихся к категории инвалидов, – индивидуальная программа реабилитации.

Решение о признании граждан безработными принимается отделом трудоустройства не позднее 11-го дня с даты предъявления указанных выше документов в случае невозможности предоставления органами службы занятости гражданам подходящей работы.

По собственной инициативе граждане вправе предъявить в отделе трудоустройства документы, подтверждающие отнесение граждан к следующим категориям: освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; беженцы и вынужденные переселенцы; ветераны боевых действий; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; почетные доноры; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф.

Правила получения статуса безработного

Ситуация потери работы негативно воздействует на человека.

Практическую помощь в адаптации на современном рынке труда государство реализует посредством оказания государственных услуг Центрами занятости населения на бесплатной основе.

При этом безработный гражданин получает определенные права и материальную поддержку в виде социальных выплат.

Законодательное регулирование

В понятие «безработный гражданин» вкладывается значительно больше, чем «оставшийся без работы».

Правила регистрации обратившихся в поисках работы и безработных граждан в государственных учреждениях занятости утверждает Правительство Российской Федерации.

Кто не может получить данный статус

При обращении на современную биржу труда не смогут получить статус безработного:

  • несовершеннолетние до достижения возраста 16 лет;
  • пенсионеры по возрасту или по выслуге лет, а также те, кому пенсия назначена досрочно;
  • граждане, получившие наказание в виде лишения свободы или исправительных работ;
  • люди, предъявившие недостоверные сведения или ложные документы, подтверждающие, что работа и заработок отсутствуют;
  • занятые граждане (в статье 2 Закона о занятости дается исчерпывающий перечень);
  • обратившиеся в ЦЗН и отказавшиеся в течение десятидневного срока после регистрации от 2 предложений подходящей по закону работы (в том числе временного характера);
  • ранее не работавшие люди и не имеющие квалификации не будут признаны безработными в случае отказов от 2 направлений на курсовое обучение или от направления по подходящей вакансии (в том числе на временную работу);
  • не пришедшие в десятидневный период после регистрации в центр занятости для получения предложения работы, а также в назначенный день для присвоения статуса безработного.

Пошаговая инструкция регистрации

С целью официальной регистрации безработным человек должен предпринять следующие шаги:

  1. Первый этап. Обращение в ближайший центр, занимающийся вопросами занятости, для получения информации о состоянии регионального рынка труда и возможности получения услуг по реализуемым мероприятиям занятости.
  2. Второй этап. Регистрация гражданина в учреждении службы занятости с целью подбора работы. Такая регистрация доступна всем, независимо от места жительства и пребывания в Российской Федерации.
  3. Третий этап. Регистрация гражданина безработным, которой подлежит тот, кто поставлен на учет в поисках работы в службе занятости. В отношении него не позднее 11 дня со дня предъявления пакета документов принимается решение (издается приказ руководителя ЦЗН) о присвоении статуса безработного.

В процессе обращения в Службу занятости обязательным является предъявление следующих документов:

  • паспорта или заменяющего его документа;
  • индивидуальной программы реабилитации (для инвалидов).

Кроме того, гражданин может сразу предъявить документы, необходимые для регистрации безработным:

  • документы о квалификации, специальности (дипломы, свидетельства, удостоверения, сертификаты);
  • трудовую книжку, гражданско-правовые договоры с актами об их исполнении, контракты и другие документы, подтверждающие периоды работы;
  • справку, содержащую информацию о среднем заработке за последние три месяца трудовой деятельности, выдаваемую работодателем;
  • документы, которые подтверждают прекращение трудовой или иной деятельности (например, свидетельство о завершении работы в качестве предпринимателя);
  • документы, позволяющие отнести человека к категории людей, испытывающих затруднения в поиске работы (статья 5 Закона о занятости):
    • кто освобожден из исправительных учреждений;
    • люди предпенсионного возраста (осталось 2 года до наступления права на получение пенсии);
    • одинокие и многодетные родители, имеющие на воспитании детей с инвалидностью или несовершеннолетних;
    • беженцы и переселенцы;
    • граждане после военной службы и члены семьи бывших военнослужащих;
    • люди, подвергшиеся воздействию радиационных катастроф, а также несовершеннолетние граждане (14-18 лет) и молодые люди 18-20 лет со средним профессиональным образованием, ранее не приступавшие к труду.

Для постановки на регистрационный учет тех, кто не имеет квалификации, специальности и опыта работы, достаточно иметь паспорт и аттестат (или другой документ об окончании школы).

Молодые люди, закончившие учебные заведения с получением квалификации, специальности и не имеющие стажа трудовой деятельности, кроме паспорта должны представить документ о профессиональном образовании.

Если гражданин занимался самостоятельным поиском работы (факт увольнения зафиксирован более года тому назад), справка с места работы с указанием среднего заработка не требуется, она теряет свою актуальность.

Людям, уволенным в связи с сокращением либо по причине ликвидации организации, необходимо предъявлять на биржу труда стандартный перечень документов, однако необходимо помнить, что срок обращения в центр занятости не должен превышать 2 недели (14 календарных дней) с даты увольнения. Несоблюдение данного периода не позволит гражданину получить справку из центра занятости о своевременной регистрации, которая нужна для предъявления работодателю в случае отсутствия факта трудоустройства для начисления бывшему сотруднику среднемесячного заработка за третий после увольнения месяц. В случае превышения 14-дневного периода после увольнения право обращения на биржу труда для получения статуса безработного сохраняется.

Некоторые особенности процедуры

Обратившиеся в поисках работы инвалиды признаются безработными, при наличии в пакете документов индивидуальной программы реабилитации. ИПР должна иметь трудовую рекомендацию с заключением, в котором специалисты медико-социальной экспертизы прописывают условия труда и характер деятельности. Учитывая рекомендации, работник центра занятости будет подбирать соответствующую состоянию здоровья и квалификации работу.

Статья 6 Закона о занятости позволяет признать безработными иностранного гражданина или человека, не имеющего гражданства, если вышеназванные граждане не являются занятыми в соответствии с действующим законодательством и проходят регистрацию в службе занятости в соответствии с утвержденным порядком.

Люди, получающие пенсию по возрасту или по выслуге лет, нуждающиеся в трудоустройстве, могут обратиться на биржу труда с целью получения информационных и консультационных услуг, либо для получения документов справочного характера. Статус безработного пенсионерам не присваивается.

Последствия получения статуса безработного

До дня получения такого статуса специалистами центра занятости используются все возможности для трудоустройства обратившегося. Если усилия не увенчались успехом, приказ о признании безработным издается вместе с приказом о назначении социальной выплаты (пособия по безработице).

Регистрация на бирже труда с получением статуса безработного дает человеку возможность:

  • пользоваться услугами службы занятости бесплатно;
  • иметь финансовое обеспечение в виде пособия на период поиска работы;
  • получать направления на работу по актуальным вакансиям, представленным работодателями;
  • принимать психологическую поддержку квалифицированного специалиста;
  • научиться приемам самопрезентации и адаптации на рынке труда;
  • получить консультационную и финансовую помощь при организации самостоятельной занятости;
  • обучиться на курсах профессионального обучения, получить дополнительное образование с назначением стипендии и материальной помощи;
  • гражданам, испытывающим трудности в поисках работы, участвовать в мероприятиях временного трудоустройства с материальной поддержкой помимо заработной платы;
  • получить предложение досрочного оформления пенсии.

По мнению безработных, отрицательными моментами состояния на учете в центре занятости являются:

  • небольшой размер пособия по безработице;
  • необходимость явки на биржу труда в строго назначенные специалистом дни;
  • слишком суровое наказание в виде лишения пособия (до 3 месяцев) в случае фиксации нарушений;
  • обязательное личное посещение работодателя по каждому полученному направлению на работу.

Инструкция и рекомендации по постановке на учет в Службе занятости представлена в следующем видеосюжете:

РАБОТА
РОССИИ

Государственное учреждение Тульской области
«Центр занятости населения Тульской области»

О порядке регистрации граждан, в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 7 сентября 2012 г. N 891
О ПОРЯДКЕ
РЕГИСТРАЦИИ ГРАЖДАН В ЦЕЛЯХ ПОИСКА ПОДХОДЯЩЕЙ РАБОТЫ,
РЕГИСТРАЦИИ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН И ТРЕБОВАНИЯХ
К ПОДБОРУ ПОДХОДЯЩЕЙ РАБОТЫ

В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации” Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы;
Правила регистрации безработных граждан;
требования к подбору подходящей работы.
2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по применению настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАЗЪЯСНЕНИЯ
от 6 мая 2013 года

ОБ УСЛОВИЯХ И ПОРЯДКЕ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА БЕЗРАБОТНЫМ

Условия и порядок признания гражданина безработным определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации”.
Одним из условий принятия органами службы занятости решения о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным является наличие документов, определенных пунктом 2 статьи 3 вышеуказанного закона, в том числе справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. Это условие признания гражданина безработным действует уже 22 года.
Справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы необходима органам службы занятости для подбора гражданам подходящей работы в соответствии со статьей 4 Закона о занятости населения, а также при установлении размера пособия по безработице безработному гражданину и определения наличия 26 недель оплачиваемой работы на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы.
Наличие 26 недель оплачиваемой работы определяется исходя из сведений, содержащихся в предъявленных гражданином документах: трудовой книжке (дата увольнения и период осуществления трудовой деятельности) и справке о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (период осуществления трудовой деятельности, сумма среднего заработка за фактически отработанное время; количество недель оплачиваемой работы с указанием на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с перерасчетом на полный рабочий день (неделю).
Согласно статье 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 Трудового кодекса. При этом для расчета с бывшим работником средний заработок работодатель исчисляет в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922 “Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы” за последние 12 календарных месяцев.
Кроме того, на основании статьи 62 Трудового кодекса по письменному заявлению работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать бывшему работнику справку о среднем заработке за последние три месяца, исчисление которого работодатель осуществляет в соответствии с Порядком исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12 августа 2003 года N 62.
Справка, составленная по форме 2-НДФЛ, не является альтернативой справки о среднем заработке, так как в ней не содержится сумма среднего заработка за последние три месяца перед увольнением.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...