Характеристика Особенной части Уголовного кодекса Италии

Основные положения уголовного права Франции, Германии и Италии

Уголовное право Франции сформировалось после Французской революции. Основные уголовно-правовые принципы были еще закреплены в Декларации прав человека и гражданина (равенство всех граждан перед уголовным законом; презумпция невиновности; законность и т.д.). Ныне действующий уголовный кодекс, принятый в 1992 году, состоит из четырех книг. Первая представляет общую часть. Вторая открывает Особенную часть, которая содержит уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за посягательства на личность. Нормы, объединенные в третьей книге, предусматривают ответственность за преступления и проступки против собственности, в четвертой – за преступления против нации, государства и общественного порядка. Кодекс сохранил традиционную для французского уголовного права трехчленную классификацию преступных деяний на преступления, проступки и нарушения, имеющие важное значение для определения подсудности уголовных дел, соучастия в преступлении, определения сроков давности и решения других вопросов.

Система наказаний включает пожизненное лишение свободы и лишение свободы на определенный срок с разными режимами отбывания, штраф и разнообразные виды лишения прав. Довольно детально регламентирован вопрос замены наказания при совершении проступков. Так, вместо тюремного заключения может быть назначено лишение водительских прав, конфискация транспортного средства, выполнение общественно полезных работ.

В УК закреплен институт отсрочки исполнения наказания, которая может быть трех видов: а) простая отсрочка; б) отсрочка с помещением в режим испытания; в) отсрочка с обязанностью выполнения общественных работ.

Широко регламентирован институт деятельного раскаяния. Например, лицо пытающееся совершить террористический акт, освобождается от наказания, если, предупредив административную или судебную власть, предотвращает совершения деяния и выявление других соучастников преступления. Несмотря на то, что уголовное право Франции фактически является кодифицированным, значительное число норм, предусматривающих уголовную ответственность, содержаться в других законодательных актах (например, в законодательстве о транспортных нарушениях).

Новый УК Франции отказался одного из основополагающих принципов континентального права – уголовной ответственности только физических лиц. Впервые предусмотрена уголовная ответственность юридических лиц, в отношении которые применяются специфические санкции. В целом УК является отражением теории естественного права и демократических идей. Он построен на концепции приоритета прав и свобод человека и правового государства.

Уголовное право германии. В настоящее время в этой стране действует Уголовный кодекс 1871 года (Германское уголовное уложение) с последующими внесенными изменениями (в 1987 году была издана новая редакция УК). Он в основном соответствует классической школе уголовного права – нет преступления без указания в законе («nullum crimen sine lege»).

Уголовное законодательство Германии кодифицировано не полностью, за его пределами существует значительное количество уголовно-правовых норм, содержащихся в иных законодательных и нормативных актах (транспортные, экологические, экономические и другие правонарушения).

УК Германии отличается детальной регламентацией действия уголовного закона во времени и в пространстве. В самостоятельных статьях определяется понятие времени и места совершения преступления. Как и в УК РФ временем совершения преступления считается время совершения деяния независимо от времени наступления последствий. Место совершения преступления зависит от вида состава. Для формальных – им является место совершения деяния. А для материальных – место наступления последствий. Особые правила устанавливаются для определения места совершения преступления при соучастии. При этом происходит конкретизация принципа гражданства как принципа действия уголовного закона в пространстве. Если соучастник принял участие в совершении преступления за границей, действуя вне территории Германии, то на такое соучастие распространяется действие немецкого уголовного права, даже если это деяние не наказуемо по месту совершения преступления.

Большая роль в Кодексе отводится реальному принципу действия уголовного закона в пространстве. Например, Уголовный кодекс действует в отношения деяния, которое совершается за границей против немца, если оно является преступлением по законодательству иностранного государства и если лицо, его свершившее, не привлекалось к уголовной ответственности (фактически аналогичные условия закреплены в УК РФ).

Кодекс отказался от традиционной трехступенчатой классификации преступных деяний и перешел к двухступенчатой – преступления и проступки. К первым относятся деяния, за которые предусмотрено уголовное наказание свыше одного года лишения свободы. К проступкам относятся деяния, наказуемые до одного года лишения свободы или штрафом.

В УК Германии, как и в УК РФ, содержится положение об уменьшенной вменяемости (ограниченной), при наличии которой лицу может быть назначено более мягкое наказание. Особенностью Кодекса является и то, что в нем предусмотрено уголовно-правовое значение ошибки, как фактической, так и юридической. При этом выделяются два вида фактической ошибки. Если лицо, при совершении деяния не знает обстоятельства, которые относятся к предусмотренному составу, оно освобождается от уголовной ответственности. Второй вид заключается в том, что если лицо считало, что совершает деяние при наличии смягчающих обстоятельств, которые, однако, реально отсутствовали, суд может назначить наказание с их учетом.

Юридическая ошибка («ошибка в запрете») заключается в том, что если у лица отсутствует понимание противоправности, он считается действующим невиновно, если не мог избежать данной ошибки. Если лицо могло избежать ошибки, оно не освобождается от уголовного наказания, но которое при назначении смягчается.

При превышении пределов необходимой обороны лицо освобождается от уголовной ответственности при наличии замешательства или страха.

Система наказания выглядит следующим образом: пожизненное лишение свободы; лишение свободы на определенный срок; штраф, который исчисляется в дневных ставках. Кроме того, предусматриваются дополнительные наказания в виде конфискации имущества, наложения запрета на управление транспортным средством, на занятие определенных должностей либо лишения активного и пассивного избирательного права. Под конфискацией имущества понимается конфискация полученной в результате совершения преступления, прибыли.

В Италии действует УК 1930 года. Особенностью этого Кодекса является то, что наряду с мерами наказания, в нем предусмотрены меры безопасности, применяемые к лицу, совершившему деяние. Последующие изменения УК были направлены на либерализацию устаревшего законодательства. Были значительно расширены права суда на смягчение наказания и возможность замены краткосрочного тюремного заключения мерами наказания, не связанными с лишением свободы; возможность смягчения наказания вследствие деятельного раскаяния и т.д. Вместе с тем была значительно усилена уголовная ответственность за совершение преступлений в составе преступных сообществ, а также за преступления террористического характера.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

ИСТОЧНИКИ УГОЛОВНОГО ПРАВА:

Стоит отметить ,что основным источником уголовного права Италии является
уголовный кодекс. Однако в последнее время в Италии сложилась тенденция
издания законодательных актов, содержащих нередко целую систему уголовноправовых норм, которые действуют помимо УК. Это, в частности, относится к
вопросам ответственности за терроризм, организованную преступность,
наркобизнес .Спецификой Итальянского уголовного права является включение в
число источников подзаконных актов, т.е. правовых актов, издаваемых органами
исполнительной власти. Итальянская Конституция наделяет правительство
правом издавать акты, обладающие силой закона.

также Пенитенциарное уложение 1975 г., которое
регламентирует условия и порядок назначения санкций, альтернативных лишению свободы
(передача на поруки, домашний арест, ограничение свободы), а также институт досрочного
освобождения. Следующую после кодексов ступень в иерархии источников уголовного права Италии
занимают подзаконные акты, т.е. акты, издаваемые исполнительными органами в порядке
осуществления ими распорядительной деятельности. В Италии судебный прецедент не
относится к числу источников уголовного права. Полномочия суда ограничиваются всецело
толкованием и применением правовых норм. Данное в судебном решении истолкование правовой
нормы имеет обязательную силу только для решения судом уголовного дела и для сторон, в нем
участвующих. Это решение теоретически и юридически не связывает судью при рассмотрении
аналогичных дел в будущем. Указанное правило действительно для судов всех уровней. Даже
решения Верховного кассационного суда не обязывают нижестоящие суды следовать
содержащимся в них интерпретациям закона.

Основные положения уголовного права Франции, Германии и Италии

Уголовное право Франции сформировалось после Французской революции. Основные уголовно-правовые принципы были еще закреплены в Декларации прав человека и гражданина (равенство всех граждан перед уголовным законом; презумпция невиновности; законность и т.д.). Ныне действующий уголовный кодекс, принятый в 1992 году, состоит из четырех книг. Первая представляет общую часть. Вторая открывает Особенную часть, которая содержит уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за посягательства на личность. Нормы, объединенные в третьей книге, предусматривают ответственность за преступления и проступки против собственности, в четвертой – за преступления против нации, государства и общественного порядка. Кодекс сохранил традиционную для французского уголовного права трехчленную классификацию преступных деяний на преступления, проступки и нарушения, имеющие важное значение для определения подсудности уголовных дел, соучастия в преступлении, определения сроков давности и решения других вопросов.

Система наказаний включает пожизненное лишение свободы и лишение свободы на определенный срок с разными режимами отбывания, штраф и разнообразные виды лишения прав. Довольно детально регламентирован вопрос замены наказания при совершении проступков. Так, вместо тюремного заключения может быть назначено лишение водительских прав, конфискация транспортного средства, выполнение общественно полезных работ.

В УК закреплен институт отсрочки исполнения наказания, которая может быть трех видов: а) простая отсрочка; б) отсрочка с помещением в режим испытания; в) отсрочка с обязанностью выполнения общественных работ.

Широко регламентирован институт деятельного раскаяния. Например, лицо пытающееся совершить террористический акт, освобождается от наказания, если, предупредив административную или судебную власть, предотвращает совершения деяния и выявление других соучастников преступления. Несмотря на то, что уголовное право Франции фактически является кодифицированным, значительное число норм, предусматривающих уголовную ответственность, содержаться в других законодательных актах (например, в законодательстве о транспортных нарушениях).

Новый УК Франции отказался одного из основополагающих принципов континентального права – уголовной ответственности только физических лиц. Впервые предусмотрена уголовная ответственность юридических лиц, в отношении которые применяются специфические санкции. В целом УК является отражением теории естественного права и демократических идей. Он построен на концепции приоритета прав и свобод человека и правового государства.

Уголовное право германии. В настоящее время в этой стране действует Уголовный кодекс 1871 года (Германское уголовное уложение) с последующими внесенными изменениями (в 1987 году была издана новая редакция УК). Он в основном соответствует классической школе уголовного права – нет преступления без указания в законе («nullum crimen sine lege»).

Уголовное законодательство Германии кодифицировано не полностью, за его пределами существует значительное количество уголовно-правовых норм, содержащихся в иных законодательных и нормативных актах (транспортные, экологические, экономические и другие правонарушения).

УК Германии отличается детальной регламентацией действия уголовного закона во времени и в пространстве. В самостоятельных статьях определяется понятие времени и места совершения преступления. Как и в УК РФ временем совершения преступления считается время совершения деяния независимо от времени наступления последствий. Место совершения преступления зависит от вида состава. Для формальных – им является место совершения деяния. А для материальных – место наступления последствий. Особые правила устанавливаются для определения места совершения преступления при соучастии. При этом происходит конкретизация принципа гражданства как принципа действия уголовного закона в пространстве. Если соучастник принял участие в совершении преступления за границей, действуя вне территории Германии, то на такое соучастие распространяется действие немецкого уголовного права, даже если это деяние не наказуемо по месту совершения преступления.

Большая роль в Кодексе отводится реальному принципу действия уголовного закона в пространстве. Например, Уголовный кодекс действует в отношения деяния, которое совершается за границей против немца, если оно является преступлением по законодательству иностранного государства и если лицо, его свершившее, не привлекалось к уголовной ответственности (фактически аналогичные условия закреплены в УК РФ).

Кодекс отказался от традиционной трехступенчатой классификации преступных деяний и перешел к двухступенчатой – преступления и проступки. К первым относятся деяния, за которые предусмотрено уголовное наказание свыше одного года лишения свободы. К проступкам относятся деяния, наказуемые до одного года лишения свободы или штрафом.

В УК Германии, как и в УК РФ, содержится положение об уменьшенной вменяемости (ограниченной), при наличии которой лицу может быть назначено более мягкое наказание. Особенностью Кодекса является и то, что в нем предусмотрено уголовно-правовое значение ошибки, как фактической, так и юридической. При этом выделяются два вида фактической ошибки. Если лицо, при совершении деяния не знает обстоятельства, которые относятся к предусмотренному составу, оно освобождается от уголовной ответственности. Второй вид заключается в том, что если лицо считало, что совершает деяние при наличии смягчающих обстоятельств, которые, однако, реально отсутствовали, суд может назначить наказание с их учетом.

Юридическая ошибка («ошибка в запрете») заключается в том, что если у лица отсутствует понимание противоправности, он считается действующим невиновно, если не мог избежать данной ошибки. Если лицо могло избежать ошибки, оно не освобождается от уголовного наказания, но которое при назначении смягчается.

При превышении пределов необходимой обороны лицо освобождается от уголовной ответственности при наличии замешательства или страха.

Система наказания выглядит следующим образом: пожизненное лишение свободы; лишение свободы на определенный срок; штраф, который исчисляется в дневных ставках. Кроме того, предусматриваются дополнительные наказания в виде конфискации имущества, наложения запрета на управление транспортным средством, на занятие определенных должностей либо лишения активного и пассивного избирательного права. Под конфискацией имущества понимается конфискация полученной в результате совершения преступления, прибыли.

В Италии действует УК 1930 года. Особенностью этого Кодекса является то, что наряду с мерами наказания, в нем предусмотрены меры безопасности, применяемые к лицу, совершившему деяние. Последующие изменения УК были направлены на либерализацию устаревшего законодательства. Были значительно расширены права суда на смягчение наказания и возможность замены краткосрочного тюремного заключения мерами наказания, не связанными с лишением свободы; возможность смягчения наказания вследствие деятельного раскаяния и т.д. Вместе с тем была значительно усилена уголовная ответственность за совершение преступлений в составе преступных сообществ, а также за преступления террористического характера.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Характеристика Особенной части Уголовного кодекса Италии

Признании документов об образовании

September 21, 2016

28 декабря 2015 года в сети Интернет появилась информация о том, что между Россией и Италией подписано соглашение о взаимном признании документов об образовании, отменяющее требование какой-либо легализации образовательных документов.

Соглашение должно устанавливать возможность подавать аттестаты и дипломы без оформления “dichiarazione di valore in loco”.

По настоящее время официального опубликования соглашения нет, поскольку оно не вступило в силу. Сроки ввода его в действие неизвестны.

Забастовка мировых судей

September 16, 2016

С 6 по 11 июня 2016 в Италии прошла забастовка мировых судей. Их главный лозунг : “Безопасность, справедливая компенсация, независимость судебной системы . мы не готовы поддаваться давлению со стороны Правительства, в своей деятельности мы будем руководствоваться только законом. “.
Мировые судьи жалуются и на хаос в своих офисах из-за недальновидных действий председателей судов и отсутствия с их стороны какой-либо координации работы.

Просмотр порнографии – не повод для увольнения работника

September 16, 2016

Еще в 2015 году Кассационный суд Италии своим решением установил, что просмотр работниками фильмов порнографического характера на рабочем месте во время обеденного перерыва не может быть основанием для увольнения.

Данное решение было озвучено судом в рамках дела работника завода Fiat, который был уволен из-за просмотра порно во время обеда. Изначально, местный суд вынес вердикт о правомерности увольнения, однако впоследствии апелляционный суд Палермо признал данное решение незаконным.

Высшая судебная инстанция утвердила право граждан Италии заниматься во время обеденного перерыва любой деятельность, которая не вредит их работоспособности и не противоречит закону.

Верховный суд Италии: Смена пола возможна без операции

September 16, 2016

Верховный кассационный суд Италии принял сенсационное решение, постановив, что для смены пола и его вписывания в официальные документы, удостоверяющие личность, больше нет необходимости прибегать к хирургической операции.

LEGGE 16 giugno 2016, n. 115 “Об отрицании холокоста как исторического факта”

September 16, 2016

В Италии принят новый закон об отрицании холокоста как исторического факта (16/06/2016 № 115, опубликован 28.06.2016).

Отрицание Холокоста, геноцида, преступлений против человечности или военного преступления, как определено в Римском Уставе Международного уголовного суда, является отягчающим обстоятельством пропаганды расизма и подстрекательства к преступлениям или подстрекательства к совершению расистских актов и карается по закону от 13 октября 1975, п. 654.

28 июня 2016 был опубликован Закон 16 июня 2016 N. 115 , который вводит уголовную ответственность за отрицание заявлений о Холокосте, фактах геноцида, преступления против человечности и военные преступления, закрепленных в статьях. 6, 7 и 8 Римского Устава , принятого Международным уголовным судом.

Modifiche all’articolo 3 della legge 13 ottobre 1975, n. 654, in materia di contrasto e repressione dei crimini di genocidio, crimini contro l’umanita’ e crimini di guerra, come definiti dagli articoli 6, 7 e 8 dello statuto della Corte penale internazionale. (GU n.149 del 28-6-2016 ).
Entrata in vigore del provvedimento: 13/07/2016

Научная электронная библиотека

Особенная часть уголовного права является составной частью (системой) правовых предписаний, устанавливающих признаки запрещенных форм общественно опасного (преступного) поведения и наказания в случае нарушения запретов. В отличие от имеющих общий характер и действующих в целом, иногда относительно всей совокупности уголовно-правовых норм (например, принципы уголовного права), нормы Особенной части запрещают совершение деяний, признаваемых государством преступными под угрозой наказания. Таким образом, Особенная часть может рассматриваться как часть уголовного права, как совокупность уголовно-правовых норм, устанавливающих социально-правовые признаки деяний, признанных преступными, и конкретные виды и размеры наказаний за их совершение. Единство и взаимосвязь Общей и Особенной частей уголовного права позволяют реализовать задачи охраны личности, общества, государства от преступных посягательств, а также обеспечить профилактическую функцию УК РК.

Нормы Общей части УК РК нацелены на обеспечение установления и разъяснения положений, относящихся в целом к уголовному праву, в то время как нормы Особенной части УК РК устанавливают запрет и требуют его реализации. Поэтому, во-первых, правоприменителю, рассматривающему или расследующему, например, уголовные дела о совершении преступлений группой лиц, следует обратиться к ст. 19 УК РК- «Вина», к ст. 7 и 8 УК РК– в отношении лиц, совершивших уголовные правонарушения на территории Республики Казахстан и за ее пределами, к ст. 10 УК РК – «Понятие преступления и уголовного проступка», к ст. 12-14 УК РК – неоднократность, совокупность уголовных правонарушений, рецидив, опасный рецидив преступлений, к ст. 15 УК РК – «Лица подлежащие уголовной ответственности»,
к ст. 15 УК РК –»возраст, с которого наступает уголовная ответственность», к ст. 20 УК РК – «Уголовное правонарушение, совершенное умышленно», к ст. 27-31 УК РК, составляющим нормы о соучастии и многим другим, включенным в Общую часть. Во-вторых, правоприменителю следует определить возможность совместного применения указанных норм Общей части УК РК с нормами Особенной части УК РК: ст. 99 «Убийство», ст. 106 УК РК «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», ст. 115 УК РК– «Угроза», ст. 192 УК РК –«Разбой», ст. 194 УК РК – «Вымогательство» и др. в том случае, если такая преступная группа носила организованный характер, занималась вымогательством, разбойными нападениями на граждан, совершала убийства и причиняла вред здоровью граждан различной тяжести.

Только при совокупности норм двух частей уголовного права, их взаимосвязи, согласованности всех правовых аспектов возможна правильная квалификация.

В ряде случаев законодатель отказывается от обозначенного традиционного деления норм на общие и особенные и включает материал общей нормы, носящей разъясняющий или уточняющий характер, в примечание к конкретной норме Особенной части Уголовного кодекса Республики Казахстан (см. например, примечания к ст. 125, 253, 255, 258, 260-262, 266 УК РК и др. ). Включенные в них положения носят характер разъяснения требований добровольного отказа от совершения преступления или активного способствования раскрытию преступления, изобличению других соучастников преступления, которые для повышения профилактической направленности конкретных норм выступают основанием освобождения лиц от уголовной ответственности.

В ходе реформирования уголовного законодательства Особенная часть была подвергнута изменениям не менее значительным, чем Общая часть. Изменение норм Особенной части было связано с трансформированием в последние годы общественных отношений: политических, экономических, идеологических, духовно-нравственных, а также резким увеличением количества совершенных преступлений, ухудшением их структуры (общественной опасности, увеличением доли жестоких, тяжких и особо тяжких общественно опасных деяний). Реформирование уголовного законодательства, прежде всего, коснулось криминализации и декриминализации ряда деяний. Структура Особенной части уголовного права отражает новые подходы, в частности, приоритеты уголовно-правовой охраны обозначены в следующем порядке: личность, общество, безопасность мира и человечества, государство.

Если Общая часть УК РК состоит из разделов (с I по VII) и статей
(с 1 по 98), то Особенная часть уголовного закона состоит из восемнадцати глав (с 1 по 18) и более четырехсот статей (с 99 по 466), раскрывающих содержание Особенной части уголовного права.

Значение Особенной части уголовного права состоит в том, что только ее нормами определяются преступность и наказуемость
деяний.

Система Особенной части уголовного права состоит из сгруппированных определенным образом норм, в основу которых традиционно положен признак родового объекта преступлений, т.е. совокупность близких (однородных) общественных отношений, охраняемых данной группой уголовно-правовых норм.

В Республике Казахстан высшими ценностями признаются человек, его жизнь, здоровье, права и свободы. Это означает, что государство не только провозглашает в Основном Законе государства права и свободы человека, гражданина, но и гарантирует их обеспечение, создавая все необходимые экономические, социальные, политические и культурные условия. Кроме того государством создана специальная юридическая гарантия обеспечения реализации прав и свобод человека, гражданина от каких-либо нарушений этих прав1.

Именно поэтому Особенная часть Уголовного кодекса РК открывается главой 1 «Уголовные правонарушения против личности». Он включает группу преступлений против жизни и здоровья (ст. 99-119 УК РК); группу преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности (ст. 120-124 УК РК); группу преступлений против свободы, чести и достоинства личности» (ст. 125-131УК РК);

Далее следуют: глава 2 «Уголовные правонарушения против семьи и несовершеннолетних» (ст. 132-144 УК РК), затем глава 3 «Уголовные правонарушения против конституционных и иных прав и свобод человека и гражданина» (ст. 145-159 УК РК), глава 4 «Уголовные правонарушения против мира и безопасности человечества» включает гл. 34 аналогичного названия (ст. 160-174 УК РК), глава 5 «Уголовные правонарушения против основ конституционного строя и безопасности государства» (ст. 175-186 УК РК), глава 6 «Уголовные правонарушения против собственности» (ст. 187-204 УК РК), глава 7 «Уголовные правонарушения в сфере информатизации и связи» (ст. 205 – 213 УК РК); глава 8 «Уголовные правонарушения в сфере экономической деятельности» (ст. 214-249); глава 9 «Уголовные правонарушения против интересов службы в коммерческих и иных организациях» (ст. 250-254 УК РК); глава 10 «Уголовные правонарушения против общественной безопасности и общественного порядка», (ст. 255-295 УК РК); глава 11 «Уголовные правонарушения против здоровья населения и нравственности» (ст. 259-276 УК РК); глава11 «Экологические уголовные правонарушения» (ст. 296-316 УК РК); глава 12 «Медицинские уголовные правонарушения» (ст. 317-323 УК РК); глава 13 «Экологические уголовные правонарушения» (ст. 324-343 УК РК); глава 14 «Транспортные уголовные правонарушения» (ст. 344-360 УК РК); глава 15 «Коррупционные и иные уголовные правонарушения против интересов государственной службы и государственного управления» (ст. 361-371 УК РК); глава 16 «Уголовные правонарушения против порядка управления» (ст. 372-406 УК РК); глава 17 «Уголовные правонарушения против правосудия и порядка исполнения наказаний» (ст. 407-436 УК РК); глава18 «Воинские уголовные правонарушения» (ст. 437-466 УК РК).

Новым УК РК предусматривается 171 уголовный проступок, из них 58 составов из КоАП, 9 новых и 104 действующих состава преступлений небольшой тяжести, что свидетельствует о значительной гуманизации уголовного закона, из этих 104 преступлений 20 имели санкции в качестве меры наказания «лишение свободы», а теперь за их совершение не предусмотрена судимость. 14 составов экономических преступлений переведены в разряд уголовных проступков, тем самым срок давности привлечения к уголовной ответственности сократился до 1 года.

В целом в новом УК введены 34 новых уголовно-наказуемых деяния, а также конкретизируются существующие составы преступлений.

Для более эффективного противодействия современным угрозам безопасности личности, общества и государства за счет введения новых норм, направленных на борьбу с организованной и групповой преступностью, в том числе в сфере информационных технологий и медицины 1.

В новой редакции Уголовного кодекса РК главный акцент сделан в пользу декриминализации экономических правонарушений либо трансформацию экономических преступлений в разряд уголовных проступков2. Как верно отмечалось известными учеными, в частности А.Э. Жалинским, проблемы, связанные с чрезмерной криминализацией государством сферы экономики, и необходимость декриминализации этих отношений сегодня уже перестали быть задачами только юриспруденции, от разрешения этих проблем в значительной мере зависит изменение экономического состояния страны, а в перспективе – возможность избежать социальных потрясений3. Коренным образом усилена ответственность за транспортные преступления, особенно за их совершение в состоянии опьянения.

В новой редакции в Уголовном кодексе РК использованы достижения современной уголовно-правовой науки, передовой опыт зарубежных стран, среди которых – наличие статьи, в которой дается толкование более сорока понятий и терминов, что будет способствовать сокращению ошибок, при применении уголовного законодательства4.

Предметом данного раздела учебного курса является изучение уголовно-правовых норм, образующих Особенную часть, практики их применения, правовой анализ и эффективность, как отдельных норм, так и системы норм, а также рекомендаций по квалификации и совершенствованию правоприменительной практики, с акцентом на единообразие. В соответствии с п.5 нормативного постановления Верховного Суда №1 от 15. 01. 2016 г. «О праве доступа к правосудию и правомочиях Верховного Суда Республики Казахстан по пересмотру судебных актов» достижение единообразия судебной практики обусловлено задачами обеспечения законности, защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина .

Усвоение данного материала является необходимым условием профессиональной подготовки юриста. Ведь, «в сущности работа с уголовным законом отражает структуру профессиональной деятельности, это ее часть, подчиняющаяся общим правилам, но имеющая и частные свойства, черты, признаки»1 . И здесь учитываются «характер решаемых задач, особенности нормативно-правового регулирования, инфраструктура работы с уголовным законом, социальные коммуникации и отношение общества в целом и центров его влияния»2 .

1Конституция Республики Казахстан. Научно-практический комментарий. – Алматы: Раритет, 2015-С.18.

1См: Балапанов С. Новый уровень для исполнения уголовного наказания с целью исполнения Распоряжения Президента Республики Казахстан с учетом правовой политики Республики Казахстан на 2010 – 2022 годы//Заңгер-2014-№9. -С. 11
2Подробнее: Мухаметжанов А. Новая уголовно-правовая система: гарантия прав и свобод человека и гражданина//Заң және заман. -2015. -№2. -С. 19-20.
3Проблемы сверхкриминализации и декриминализации экономической деятельности// Жалинский А. Э. Избранные труды [текст]: в 4 т. /Отв. ред. О. Л. Дубовик. Т. 2. Уголовное право. – М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. -С. 364-365.
4Баймурзин Б. С разъяснением понятий и терминов//Заңгер-2014-№12. -С. 16

1Институциональное моделирование уголовного права как объекта профессиональной юридической деятельности: традиции и тенденции//Жалинский А.Э. Избранные труды [текст]: в 4 т. /Отв. ред. О.Л. Дубовик. Т. 4. Правовое мышление и профессиональная деятельность юриста. Науковедческие проблемы правоведения. -М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. -С. 342
2Жалинский А.Э. Там же. -С. 342

Показатель

Первым уголовным кодексом объединенной Италии был Уголовный кодекс Савойи принадлежащий 1839 принадлежащий Королевство Сардиния, расширенный в 1859 г. на остальную часть полуострова во время строительстваобъединение Италии. Однако из 1861 к 1889 сосуществовали два разных уголовных кодекса, потому что Тоскана продолжала использовать свой собственный кодекс (который предусматривал отмену смертный приговор из 1859 после того, как он был повторно введен в 1853). Нормативная унификация произошла с Кодекс Занарделли, который носит имя Министр милосердия и юстиции Джузеппе Занарделли и был обнародован 30 июня 1889, чтобы вступить в силу 1 января следующего года.

В течение Правительство Муссолини, обнародование закон о делегировании полномочий 4 декабря 1925 г. 2260, позволил правительству внести поправки в действующий кодекс; новый закон вступил в силу 19 октября 1930, технически изготовленный под руководством Манзини, и с Королевский указ 19 октября 1930, нет. 1398 г., опубликовано Официальная газета от 26 октября 1930, нет. 251 (экстраординарный) [1] вступил в силу 1 июля 1931 года. Королевский указ о провозглашении Лайм подписи короля Италии Витторио Эмануэле IIIтогдашнего Глава правительства Бенито Муссолини, Он родился в Министр милосердия и юстиции Альфредо Рокко.

Из второй после войны было множество исследовательских комиссий, которые готовили отчеты и формулировали для утверждения нового уголовного кодекса, а от нескольких политических партий Код Рокко был широко раскритикован; кроме того, академический мир и практикующие юристы неоднократно высказывались за недопустимость откладывания нового, современного уголовного кодекса, полностью соблюдающего конституционные принципы, [2] несмотря на многочисленные изменения, внесенные закон принадлежащий Конституционный суд и парламентом. Эти изменения были очень обширными, но частичными и не связанными друг с другом, без единого плана и не всегда ценились доктриной.

Уголовное право Италии (Основные институты) Игнатова Милена Алексеевна

Уголовное право Италии (Основные институты)

§ 1. Характеристика первого УК Итальянского Королевства 1889 г.

§ 2. Уголовный кодекс Италии в период фашистской диктатуры

§ 3. Источники современного уголовного права Италии

Глава 2 Основные положения общей части уголовного права Итали

§ 1. Понятие и элементы преступления. Субъективная сторона преступления. Субъект преступления.

§ 2. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность

§ 3. Стадии преступления. Соучастие.

§ 4. Понятие и виды наказания. Меры безопасности.

§ 5. Назначение наказаний, условное осуждение и освобождение от наказания.

Глава 3. Основные положения особенной части уголовного права Италии

§ 1. Преступления против личности

§ 2. Преступления против собственности и в сфере экономики

§ 3. Преступления против Государства

§ 4. Ответственность за должностные преступления

§ 5. Ответственность за организованную преступную деятельность

Введение к работе

Изучению зарубежного уголовного законодательства в плане сравнительного правоведения уделяется все большее внимание в Российской юридической науке.

В высших юридических учебных заведениях вводятся специальные курсы «Уголовное право зарубежных государств».

Взаимный обмен правовыми идеями России с другими развитыми государствами мира способствует организации взаимодействия в борьбе с преступлениями международного характера, организованной преступностью, сближению и совершенствованию национального уголовного законодательства.

Следует отметить, что законодательный опыт развитых стран Европы в области уголовного права был использован при подготовке Уголовного кодекса Российской Федерации. Также законодательный опыт России изучается и используется юристами зарубежных стран.

Современное уголовное право Италии представляет реализацию уголовно-правовых идей различных школ и направлений, в первую очередь, классической и социологической школ права.

УК Италии 1930 г., принятый в период фашистской диктатуры Муссолини, подвергся существенным изменениям после окончания 2-ой мировой войны. Многие нормы, характерные для государства тоталитарного типа, были исключены из кодекса. УК был дополнен нормами, отражающими современные проблемы борьбы с преступностью (ответственность за деятельность организованных группировок мафиозного типа, за незаконный оборот наркотиков и др.).

Однако позиции тоталитарного правового порядка нашли отражение, в частности, в системе особенной части УК.

Уголовное право Италии оказало влияние на развитие уголовного права Эфиопии и ряда Латиноамериканских государств.

Сохраняя многие положения, характерные для уголовного законодательства стран Романского направления континентальной системы права, итальянское уголовное право имеет и существенные отличия.

Изучение уголовного права Италии, отличающегося определенной спецификой, имеющего богатые традиции и создавшего правовую базу борьбы с организованной мафиозной преступностью, представляет в современных условиях значительный интерес для российских юристов. И в этом заключается актуальность данной темы.

Несмотря на то, что европейское уголовное право обстоятельно анализировалось в трудах ряда Российских ученых: Дьякова С.В, Козочкина И.Д., Кузнецова И.Н, Кузнецовой Н.Ф., Решетникова Ф.М. и др., специальных исследований уголовного права Италии, кроме фрагментарных данных в отдельных статьях и учебных пособиях, не было.

Отсутствие в российской юридической литературе исследований уголовного права Италии является существенным пробелом в научных исследованиях зарубежного права, что и обусловило выбор темы диссертации.

Настоящая диссертация является первой работой, содержащей обобщенную характеристику современного уголовного законодательства Италии с показом тенденций его исторического развития.

Научная значимость работы определяется, прежде всего, введением в научный оборот не опубликованной ранее информации по наиболее важным проблемам общей и особенной части уголовного права Италии.

В диссертационном исследовании законодательства Италии рассматриваются также важные современные идеи в области уголовного права, такие, как основания уголовной ответственности, вопросы ответственности за соучастие, цели и система наказаний, ответственность за преступления против личности, собственности, в области налоговой системы, государственные преступления и должностные преступления и за организованную преступную деятельность.

Практическая значимость работы заключается в возможности использовать материалы исследования в законодательной и правоприменительной деятельности, в научных исследованиях в области сравнительного правоведения и в преподавании курса уголовного права зарубежных государств.

Теоретической основой работы послужили труды Российских и Итальянских юристов по проблемам уголовного права, таких как Ф.М.Решетников, С.В.Дьяков, И.Д.Козочкин, И.Н.Кузнецов, Н.Ф.Кузнецова, А.Г. Пипия, Н.Е.Крылова, Ф. Антолизей, Ж. Фиандака, Э. Муско, Л. Мантоване, Ж. Вассали, П.Нуволоне, Б.Кассинелли, Ф.Палаццо.

При проведении исследования были использованы методы сравнительно-правововго, системного, исторического и догматического анализа уголовного законодательства Италии, уголовного законодательства Франции, Российской Федерации и ряда других стран.

Целью исследования является анализ основных положений итальянского уголовного права в их историческом развитии и сравнительном сопоставлении с законодательством и правовыми идеями России и других стран континентальной системы права.

В соответствии с поставленной целью были рассмотрены источники уголовного права Италии, показано развитие Итальянского уголовного законодательства, отражающего уголовно-правовые теории и идеи, проведен анализ основных положений общей части действующего УК Италии, а также ответственности за преступления против личности, собственности, в области налоговой системы, государственные и должностные преступления и законодательства по борьбе с организованной преступностью.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Систему источников итальянского права вообще и уголовного в частности характеризует – их строгая иерархичность и ведущее значение кодифицированного законодательства.

Источником уголовного права Италии является любой закон, содержащий уголовно-правовые нормы, даже если он относится к другой отрасли права j (гражданский кодекс, законы о банковских операциях и таможенных » правилах, кодекс правил дорожного движения и др.)

2. В иерархии источников уголовного права Италии главенствующее положение занимает Конституция, содержащая определение критериев уголовного права и ряд основных положений.

Так, в Конституции Италии закреплены принцип законности (ч. 1 и 3 ст. 25), принцип наказуемости виновного на основании закона, действовавшего во время совершения преступления. (ч. 2 ст. 25), принцип персональной уголовной ответственности (ч. 1 ст. 27), принцип презумпции невиновности %_ (ч. 2 ст. 27), принцип гуманности наказания (ч. 3 ст. 27), принцип запрещения экстрадиции за политические преступления (ст.ст. 10, 26).

3. Основным источником уголовного права Италии является уголовный кодекс. Однако в последнее время в Италии сложилась тенденция издания законодательных актов, содержащих нередко целую систему уголовно-правовых норм, которые действуют помимо УК. Это, в частности, относится к вопросам ответственности за терроризм, организованную преступность, наркобизнес.

Спецификой Итальянского уголовного права является включение в число источников подзаконных актов, т.е. правовых актов, издаваемых органами V исполнительной власти. Итальянская Конституция наделяет правительство правом издавать акты, обладающие силой закона (ст. 76).

4. В современном итальянском уголовном праве нашли отражение идеи как классического, так и социологического (позитивистского) направления. Так, ст. 1 УК Италии формулирует принцип nullum crimen nulla poena sine lege, ст. 42 УК указывает на ответственность при наличии вины, что характерно для классического направления в уголовном праве. В то же время Итальянский УК придерживается дуалистической системы реализации уголовной ответственности, а именно применения наказания или мер безопасности или того и другого вместе. Причем меры безопасности применяются только к общественно опасным лицам, в том числе и к не совершившим преступления (ст.ст. 202, 203 УК Италии).

5. Система Особенной части УК Италии, сложившаяся еще в 1930 г. существенно отличается от системы особенной части современных уголовных кодексов стран романского направления континентальной системы права (УК Франции 1992 г., УК Испании 1995 г.). Так, преступления против личности, которые в этих кодексах находятся на первом месте, в УК Италии занимают лишь двенадцатое место. Придание приоритетного значения интересам государства, а не личности, характерно для тоталитарных государств, каким и являлась Италия в 1930 г.

6. Особое значение придается в Италии борьбе с организованной преступностью, которая глубоко проникла во все сферы жизнедеятельности, включая государственный аппарат и правоохранительные органы. Уголовно-правовые нормы, направленные на борьбу с организованной преступностью, в Италии достаточно многочисленны и содержатся в Общей и Особенной частях УК и в специальных законах.

В Общей части УК среди обстоятельств, отягчающих ответственность выделяется участие в преступлении пяти и более лиц и создание кооперации в преступлении (ст. 112(.

В Особенной части содержатся нормы, предусматривающие ответственность за создание преступных сообществ и участие в них в различных формах (ст.ст. 416, 416-2.и 416-3 УК Италии).

В специальных законах предусматривается полицейский контроль за лицами, подозреваемыми в принадлежности к мафии, возможность применения к таким лицам превентивных мер в виде запрещения проживания в определенной местности, ряд процессуальных мер и др. Апробация результатов исследования Основные положения диссертации нашли отражение в опубликованных работах:

– Законодательство зарубежных стран, обзорная информация, выпуск 3. «Законодательство по борьбе с организованной преступностью в зарубежных странах» М., 1989 (в соавторстве);

– Налоговые преступления в зарубежных странах (в соавторстве), Закон, октябрь 1992 г.;

– Преступления против собственности по законодательству стран Запада (в соавторстве), Закон, февраль 1993 г;

– Ответственность за должностные преступления в зарубежных странах, Юридическая литература, М., 1994 (в соавторстве);

– Уголовное право зарубежных государств. Учебное пособие, вып. 1, Италия, М. 1999 (в соавторстве);

– Уголовное право зарубежных государств. Общая часть. М., 2001 (в соавторстве);

– Уголовное право зарубежных государств. Особенная часть. М., 2002 – в печати (в соавторстве).

Материалы диссертации использовались при преподавании специального курса «Уголовное право зарубежных государств» в Международном Университете и Московском институте экономики, политики и права.

Материалы исследования были доложены на аспирантской конференции и заседаниях отдела уголовного законодательства зарубежных государств Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы по теме.

Правовая зоозащита

19 мая, 2018 admin

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЗА ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ЖИВОТНЫМИ В ИТАЛИИ И РОССИИ

Филатова Надежда Юрьевна, преподаватель кафедры уголовного права Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия.

Статья посвящена сравнительно-правовому анализу уголовной ответственности за жестокое обращение с животными в Италии и России. Автор проводит анализ Закона Италии от 20.07.2004 N 189, который внес поправки в Уголовный кодекс, а также ввел несколько самостоятельных норм в сфере обращения с животными. Рассматривается ст. 245 Уголовного кодекса Российской Федерации. Отмечаются недостатки и подчеркиваются удачные положения законов обеих стран. Сделан вывод о более подробной регламентации рассматриваемых норм в Уголовном кодексе Италии..

Уголовный кодекс Италии принят 19 октября 1930 года (далее — УК Италии). Структура и содержание указанного Кодекса за все время его существования неоднократно изменялись. Современная редакция представляет собой разделенный на 3 книги Кодекс. Книга I — это Общая часть, книга II и книга III — Особенная часть. Деление Особенной части на 2 книги обусловлено градацией уголовных правонарушений, которая отражена в ст. 39 УК Италии: уголовные правонарушения подразделяются на преступления и проступки в зависимости от предусмотренного за деяние наказания. Согласно ст. 17 УК Италии за преступления возможны такие виды наказания, как: смертная казнь, пожизненное лишение свободы, лишение свободы на определенный срок и штраф . За совершение правонарушения лицу может быть назначено наказание в виде ареста или денежного взыскания. При этом штраф отличается от денежного взыскания только по сумме взыскиваемого: штраф — от 50 до 50 000 евро (ст. 24 УК Италии), денежное взыскание — от 20 до 10 000 евро (ст. 26 УК Италии). При этом в Кодексе отражено, что штраф может быть назначен, даже если он не прописан в санкции статьи за преступления, совершенные из корыстных побуждений.
———————————
Codice penale [Electronic resource]. Available at: http://www.altalex.com/documents/codici-altalex/2014/10/30/codice-penale (Accessed 17.07.2017).

Деление на преступления и проступки распространяется и на жестокое обращение с животными.
Законом от 20.07.2004 N 189 в книгу вторую УК был специально включен раздел IX-бис . В отличие от Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), который содержит всего лишь одну статью, предусматривающую уголовную ответственность за жестокое обращение с животными (ст. 245 УК РФ), данный закон содержит перечень неправомерных деяний в сфере обращения с животными. В частности, ст. 544-бис устанавливает наказание в виде лишения свободы на срок от 4 месяцев до 1 года за убийство животных. Под убийством в рамках рассматриваемой нормы понимается такое лишение животного жизни, которое было совершено «по жестокости или без необходимости».
———————————
Legge 20 luglio 2004, n. 189 [Electronic resource]. Available at: http://www.normattiva.it/atto/caricaDettaglioAtto?atto.data-PubblicazioneGazzetta=2004-07-31&atto.codiceRedazionale=004G0217 (Accessed 03.05.2017).

Следующая статья (544-тер) называется «Жестокое обращение с животными». Под жестоким обращением УК Италии понимает нанесение травмы, пытки животного, введение запрещенных лекарственных препаратов или таких препаратов, которые могут причинить вред здоровью животного, а также использование его для непосильной работы. Такое преступление наказывается лишением свободы на срок от 3 месяцев до 18 месяцев или штрафом в размере от 5 000 до 30 000 евро. Она также содержит квалифицированный состав (наказание увеличивается вдвое), а именно: смерть животного, наступившая в результате перечисленных действий. Таким образом, в отличие от материального состава преступления, содержащегося в ст. 245 УК РФ (обязательны последствия в виде гибели или увечья животного), итальянский Уголовный кодекс включает, помимо прочего, использование животных для непосильных (в ст. 544-тер дословно это звучит как «caratteristiche ecologiche», т.е. не соответствующих экологическим характеристикам животного) работ. Кроме того, в итальянском законе отсутствует указание на обязательные для российского состава преступления альтернативные признаки объективной и субъективной сторон: совершение преступления из хулиганских побуждений, из корыстных побуждений, с применением садистских методов или в присутствии малолетнего. В итальянском УК указывается лишь на то, что деяния должны быть совершены «по жестокости или без необходимости».
Нормы, закрепленные в ст. 544-кватер и 544-квиквиес, содержат в себе запрет на организацию различных шоу или выставок, связанных с пытками и мучениями животных, а также запрет организации боев между животными. При этом преступным считается не только непосредственная организация перечисленных мероприятий, но и содействие в такой организации. Квалифицированным составом является организация выставок (шоу) животных, связанных с осуществлением незаконных азартных игр, или получение прибыли как для себя, так и других лиц, или если это привело к смерти животного. Наказание в таком случае увеличивается от 1/3 до 1/2. Наказание же за простой состав, содержащийся в ст. 544-кватер, включает в себя лишение свободы на срок от 4 месяцев до 2 лет и штраф в размере от 3 000 до 15 000 евро.
Более жесткая санкция предусмотрена за организацию и содействие в проведении боев между животными, то есть таких несанкционированных соревнований, которые могут поставить под угрозу физическую целостность животного. Наказание за такое преступление предусматривает лишение свободы на срок от 1 до 3 лет и штраф в размере от 50 000 до 160 000 евро. Отягчающими обстоятельствами могут быть совершение деяния с участием несовершеннолетних или вооруженных лиц, использование видеопродукции или иных материалов, содержащих сцены боев животных, а также съемка или ведение записи в любой форме таких боев или соревнований. В этих случаях наказание увеличивается от 1/3 до 1/2.
Кроме того, в ст. 544-квиквиес предусмотрена санкция в виде лишения свободы от 3 месяцев до 2 лет и штрафа в размере от 5 000 до 30 000 евро и за подготовку животных к участию в боях или других запрещенных соревнованиях. Такое же наказание будет применяться и к владельцам животных, заведомо знавших об участии их животных в боях и соревнованиях. Это же наказание ждет любого человека, организовавшего или сделавшего ставки на такие бои и соревнования (даже если он на них и не присутствовал). Таким образом, законодатель Италии не только устанавливает запрет на непосредственную организацию боев между животными, но и запрещает любые действия, которые так или иначе способствуют развитию данной противоправной деятельности: либо материально (денежные ставки), либо организационно (подготовка и разведение животных для боев).
В российском уголовном законодательстве отсутствует прямое указание на запрет организации боев между животными. Уголовная ответственность за такие деяния наступит только в том случае, если в результате боев будет причинено увечье животному или оно погибнет (лицо будет привлечено по ст. 245 УК РФ). Правда, следует в этой связи отметить, что в 2016 году в Государственную Думу Российской Федерации вносился на рассмотрение законопроект N 1175106-6 «О внесении изменения в статью 245 Уголовного кодекса Российской Федерации в части усиления ответственности за жестокое обращение с животными» , в котором предусматривалась повышенная ответственность (лишение свободы на срок от 3 до 6 лет со штрафом в размере от 500 000 до 800 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет или без такового) за организацию и проведение боев и иных зрелищных мероприятий с использованием животных. Но в отличие от итальянского законодательства, состав предполагался материальным: обязательные последствия в виде причинения животным увечий или их гибель. Законопроект был возвращен субъекту права законодательной инициативы в связи с несоблюдением Регламента Государственной Думы (отсутствовал официальный отзыв Верховного Суда Российской Федерации).
———————————
Законопроект N 1175106-6 «О внесении изменения в статью 245 Уголовного кодекса Российской Федерации в части усиления ответственности за жестокое обращение с животными» [Электронный ресурс]. URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/1175106-6 (дата обращения: 05.07.2017).

Еще одно несомненно положительное значение для итальянского законодательства имеет закрепленная в ст. 544-сиксиес обязательная конфискация животного за преступления, предусмотренные ст. 544-тер (жестокое обращение с животными), 544-кватер (шоу или выставки животных), 544-квиквиес (бои между животными). Исключением из этого правила являются случаи, когда животное принадлежит человеку, который не участвовал в совершении преступления. Дополнительным наказанием является также приостановление права заниматься разведением, торговлей и перевозкой животных. В случае рецидива следует лишение указанных прав.
Анализ УК Италии позволяет сделать вывод о том, что нормы, закрепляющие бережное отношение к животным, содержатся не только в гл. IX-бис. Так, например, раздел XIII книги второй «Преступления против собственности» включает в себя ст. 638, которая устанавливает ответственность за убийство или причинение увечий животным, принадлежащим другим людям. Если лицо без необходимости убивает или иным образом ухудшает состояние чужого животного, оно подлежит наказанию (за исключением случаев, когда деяние представляет более тяжкое преступление) в виде лишения свободы на срок до 1 года или штрафом в размере до 309 евро. Более жесткой ответственности (от 6 месяцев до 4 лет) подлежат лица, совершившие такое преступление в отношении 3 или более голов крупного рогатого скота или лошадей. При этом норма содержит в себе исключение: деяние не будет наказуемо, если оно совершено в отношении птиц, которые попали в чужое владение и причинили ущерб. В российском законодательстве животное признается вещью, поэтому оно может также выступать в качестве предмета преступления, предусмотренного ст. 167 и 168 УК РФ (уничтожение или повреждение имущества).
Помимо преступлений в сфере обращения с животными, УК Италии включает в себя также состав проступка, который содержится в ст. 727 «Оставление животных». Согласно данной норме лица, которые оставляют (бросают) домашних животных или содержат в неволе диких животных, подлежат аресту на срок до 1 года или денежному взысканию в размере от 1 000 до 10 000 евро. В Российской Федерации за подобные правонарушения наступает административная ответственность, но в КоАП РФ отсутствуют нормы об оставлении домашних животных.
Административная ответственность за нарушение правил обращения с животными и за жестокое обращение с ними предусмотрена лишь в некоторых законах субъектов Российской Федерации. В декабре 2015 г. в Государственной Думе Российской Федерации был отклонен законопроект, который предусматривал внесение изменений в ч. 1 ст. 245 УК РФ, дополняя ее диспозицию деянием в виде отказа от содержания домашних животных собственником, а также деянием в виде заведомого оставления в опасности домашних животных собственником, повлекшими их гибель или увечье . В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы Российской Федерации обоснованно указывалось, что установление специального субъекта преступления предлагаемой нормы — собственника животного не всегда может быть реализовано. Связано это с отсутствием обязательной регистрации всех домашних животных на территории Российской Федерации.
———————————
Законопроект N 582096-6 «О внесении изменения в статью 245 Уголовного кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/582096-6 (дата обращения: 05.07.2017).

Следует также отметить, что в рассмотренном выше Законе Италии от 20.07.2004 N 189 содержатся не только поправки в Уголовный кодекс, но и отдельные нормы. Так, например, ст. 2 Закона предусмотрен запрет на использование в коммерческих целях кожи и меха кошек и собак.
Большое значение в Италии уделяется и превентивным мерам. Статья 5 Закона гласит, что государство и регионы могут способствовать интеграции образовательных программ об обращении с животными, включающих практические занятия, в школах и других образовательных учреждениях, что, на наш взгляд, направлено на снижение криминогенных факторов, способствующих совершению уголовных правонарушений (преступлений и проступков) в сфере обращения с животными в Италии.
Таким образом, проанализировав уголовное законодательство Италии, можно сделать вывод, что итальянский законодатель, в отличие от отечественного, более подробно регламентирует уголовную ответственность за жестокое обращение с животными, раскрывая ее содержание в нескольких статьях Уголовного кодекса. Представляется положительным и закрепление уголовной ответственности за формальные составы указанного преступления и отнесение материального состава с последствиями в виде гибели животного к квалифицированному виду.

Характеристика Особенной части Уголовного кодекса Италии

Бычков Даниил Владимирович 1 , Дубровин Никита Алексеевич 1 , Жидков Алексей Андреевич 1 , Гордеев Кирилл Сергеевич 1
1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Аннотация
Итальянская республика имеет богатую историю и является родиной мировой цивилизации. На сегодня это унитарное государство с «регионалистской» формой территориального устройства. В статье пойдет речь о правовой системе Италии. Отмечается связь экономических и политических процессов, которые обуславливают многие юридические аспекты. Рассматривается влияние истории на развитие УК и общих положений закона, а также дается характеристика сложной системе юридических источников. Ставится проблема несоответствия уголовных актов с нормами Конституции.

Библиографическая ссылка на статью:
Бычков Д.В., Дубровин Н.А., Жидков А.А., Гордеев К.С. Виды правовых наказаний в Италии // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/11/84858 (дата обращения: 28.01.2022).

Главный правовой критерий в Италии – это закон. Причем он делится на формальные акты и материальные. Первые осуществляют работу согласно Конституции, вторые относятся к делегированному законодательству. Правовая система в данной стране отличается строгим порядком и кодификацией.

В Италии Конституция была принята в 1947 году. По сей день она выполняет функцию высшего юридического источника права. Такой же силой обладают конституционные законы, чуть ниже в иерархии стоят государственные, а за ними следуют подзаконные акты. В этой системе соблюдается строгий порядок высших норм над низшими.

Основа главных правовых норм отражается в кодексах. Они следуют по системе за Конституцией. Отдельные акты или подзаконные акты могут расширить существующие кодексы или рассматриваются в слиянии с ними.

Поскольку Италия относится к странам с континентальной системой права, ее источниками не считаются аспекты административной и судебной практик. Но все акты, которые содержат в себе уголовные нормы считаются правовыми источниками права.

Нужно отметить, что Конституция носит сложный характер, ее крайне тяжело изменить или убрать конкретные положения и акты. Обычно такие действия выполняет специальный орган под названием Конституционный суд. Из-за того, что положения Конституции 1947 года до сих пор путаются с положениями УК 1930 г., деятельность названого органа имеет важное значение.

Конституция Италии включает следующие принципы:

1. Принцип законности – принцип, носящий традиционный характер. Из него следует, что суд максимально точно должен учитывать все обстоятельства дела и определять меру ответственности;

2. Принцип наказуемости осуществляется в соответствии с законом, который действовал на период преступления. Внесенные изменения в закон принимаются во внимание, если они смягчают обстоятельства дела.

3. Мнения юристов по поводу принципа персональной уголовной ответственности разделились. Одни уверены, что этот аспект несет в себе запрет на принятие ответственности за других участников преступления. Другие же относят его к принципу виновности.

4. Назначенные наказания не должны никаким образом унижать человека или оскорблять его. Цель принятых мер должна быть направлена именно на перевоспитание заключенного. В этом заключается смысл гуманности.

5. Запрещается экстрадиция, если преступление носит политический характер.

Уголовные наказания выполняются в полном соответствии с поставленными целями суда. Они делятся на основные и дополнительные. Только в 1944 году в Италии отказались от смертной казни. Поэтому на данный момент, после ее отмены в группу основных можно включить: пожизненное заключение, лишение свободы на срок от двух недель до 24 лет, разные виды штрафов, арест от 5 дней до 3 лет, денежная выплата государству.

Дополнительные наказания – это лишение возможности работать в государственных учреждениях, запрет на работу в какой-то конкретной области на срок от 1 месяца до 5 лет, запрещение использовать политические и личные права гражданина, полное или временное лишение родительских прав, невозможность занимать высокую должность в частных предприятиях, оглашение наказания всенародно.

Суд при определении ответственности за преступление учитывает все имеющие условия для того, чтобы назначить наказание заслуженно и справедливо. При этом разделение на основные и дополнительные наказания помогает расширить возможности карательного органа.

Несомненно, в Италии остается самым тяжелым наказанием – заключение в тюрьму пожизненно. В предназначенных для этого местах осуществляется выполнение заключенными различных трудовых работ. Причем арестант может работать вне самого учреждения, но обязательно должен быть изолирован в ночное время.

В Италии распространенной целью наказаний является перевоспитание преступника. Поэтому в 1986 году в статью 176 УК внесли поправку, которая разрешает освобождать заключенного пожизненно после двадцати лет отбывания в тюрьме. Пожизненное заключение имеет некоторые противоречия в отношении Конституции, данное заключение было подтверждено Конституционным судом. Главным аргументом выступило то, что такая мера ответственности применяется и к несовершеннолетним.

Другие специальные учреждения, где арестантов содержат в полной изоляции и приобщают к труду, предназначены для заключенных на срок до 24 лет. Любому, кто отбыл свое наказание, после разрешается работать вне тюрьмы.

Если сравнивать правовые системы европейских стран, то нельзя не заметить, что самый «жесткий» свод законов принадлежит Франции, а самый мягкий – Германии. Все потому, что французский УК рассматривает наказание в срок до 30 лет, тогда как в немецком государстве осужденного могу лишить свободы максимум на 15 лет. Таким, образом Италия находится посередине между указанными странами по строгости мер ответственности.

Штрафы, назначенные за правовые нарушения, выплачиваются непосредственно государству. Интересно, что судья имеет полномочие назначить выплату дополнительно, если преступник совершил противозаконное действие из-за корыстных побуждений.

На любые дополнительные наказания не обязательно накладывается точный срок исполнения. Если он не устанавливается, то его приравнивают к сроку основного наказания.

После Второй мировой войны В Италии началось изменение уголовного кодекса. Изменялись в основном единичные нормы права. Многие существовавшие меры ответственности заменили на денежные выплаты государству.

Затем в 1974 году и в 1981 были поправлены еще некоторые акты. В одном из таких стало значиться, что по возможности стоит реализовывать изменение личности в лучшую сторону социальным путем. Но, естественно, данное положение никак не может распространяться на лица, совершивших тяжкие преступления.

Последние 20 лет особое внимание в Италии уделяется правонарушениям, связанных с экологической ситуацией в стране и мире, наркоторговлей и преступными группировками.

На последние, а также терроризм, не распространяются смягчающие обстоятельства. Срок назначается пожизненный и исключается возможность досрочного освобождения.

Давая характеристику закону итальянского государства, стоит учитывать, что в данной стране более распространены постановления обычного суда. Это обстоятельство обуславливает проблему соответствия мер наказания с принципами Конституции. В процессе работы выявляется множество ошибок противоречий и несогласий разных сторон дела. Поэтому активно ведется урегулирование уголовно-правовых процессов.

На сегодня одной из главных задач правительства является реформирование уголовно-правовой системы. Специалисты находят в положениях УК 1930 г. грубые противоречия. В последнее время разрабатываются новые главы, принимаются поправки в законах. Однако, часто, и эти меры недостаточны. Многие юристы настаивают на создании нового уголовного кодекса, который мог бы полностью соответствовать современному общественному положению и существующим нормам Конституции.

  1. Уголовное право зарубежных государств. Общая часть. М., 2001.
  2. Игнатов А.Н., Игнатова М.А. Уголовное право зарубежных государств. Учебное пособие. Италия. М., 1999;
  3. Ответственность за должностные преступления в зарубежных странах. М., 1994;
  4. Решетников Ф.М., Игнатова М.А. Преступления против собственности по законодательству стран Запада. // Закон, М., февраль, 1993;
  5. Уголовное право Италии // Сайт http://lawtheses.com. URL: http://lawtheses.com/ugolovnoe-pravo-italii#ixzz4ysAQenGU

Количество просмотров публикации: Please wait

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Ссылка на основную публикацию